БЕРЕНГАРИЙ ТУРСКИЙ

БЕРЕНГАРИЙ ТУРСКИЙ (около 999–1088 гг.) – французский католический философ и теолог, первый и наиболее яркий представитель ранней схоластики, один из первых приверженцев номинализма. Начальное образование получил, вероятно, в турской епископальной школе св. Мартина, затем учился у Шартрского епископа Фульберта, после смерти которого (в 1029 г.) оставил Шартр и стал каноником кафедрального собора в Туре; около 1031 г. возглавил там епископальную школу. При Беренгарии Турском, обладавшим большим педагогическим талантом, хорошо знавшим античную и христианскую литературу, турская школа стала одной из лучших во Франции. Около 1039–1041 гг. он был рукоположен в архидиакона церкви св. Маврикия г. Анжера, но оставался жить в Туре. Отличаясь сильной диалектикой, Беренгарий Турский в своих сочинениях проявил себя первым и самым выдающимся приверженцем более рациональных воззрений в области средневековой схоластики. Около 1046–1047 гг. он пришёл к заключению, что воззрения Пасхазия Радберта (ум. около 865 г.) на образ присутствия Христа в таинстве Евхаристии (концепция будущего учения о пресуществлении Св. Даров), разделявшиеся многими западными богословами, неверны. Друг и соученик Беренгария Турского по шартрской школе Адельман, схоласт из Льежа, в письмах к нему (1046 и 1048 гг.) выразил тревогу относительно его взглядов по этому вопросу. В 1049 г. другой его соученик, Лангрский епископ Гуго, написал против него сочинение «De corpore et sanguine Christi contra Berengarium» («О Теле и Крови Христовой против Беренгария»). Около 1049–1050 гг. Беренгарий Турский направил письмо своему другу Ланфранку, приору монастыря Бек, в котором упрекал его за приверженность учению Пасхазия Радберта. Ланфранк, получив в Риме это письмо, предъявил его Римскому собору 1050 г., заочно осудившего учение Беренгария Турского вместе с неким сочинением о евхаристии (евхаристия – символ духовного единения верующих с воскресшим на небе Христом), приписанным ирландскому богослову, философу, поэту и переводчику Иоанну Скоту Эриугене (810–877 гг.), на которое Беренгарий Турский ссылался в своих выводах. Из-за недостаточности заочного осуждения в сентябре того же года Беренгарий Турский был вызван на Собор в г. Верчелли (Северная Италия). Но когда он прибыл в Париж, чтобы получить разрешение короля Генриха I Капетинга (1031–1060 гг.), номинального аббата монастыря св. Мартина в Туре, отправиться в Италию, король счёл это благоприятным обстоятельством, чтобы воспользоваться собственностью каноника, и заключил Беренгария Турского в тюрьму. Верчелльский собор также осудил его, и турский богослов смог получить свободу только благодаря покровительству друзей, графа Готфрида Мартелла Анжуйского и епископа г. Анжера Евсевия Бруно. Раздражённый своей неудачей Генрих I в 1051 г. созвал Собор в Париже, который вновь осудил Беренгария Турского, но тот продолжал свободно жить в Туре. В 1054 г. во Францию прибыл папский легат кардинал Гильдебранд (будущий папа Григорий VII; 1073–1085 гг.), который попытался уладить его дело на Турском соборе. В 1059 г. перед Собором в Риме Беренгарий был вынужден письменно отречься от своих воззрений и предать огню сочинение о евхаристии, приписываемое Эриугене, которое уже было осуждено Римским собором 1050 г. Позже было установлено, что это сочинение, по всей видимости, не принадлежало перу Эриугены, а представляло собой трактат «De corpore et sanguine Domini» («О Теле и Крови Господа») его современника, монаха Ратрамна из Корби, полемизировавшего в IX в. с Пасхазием Радбертом. Тем не менее, после возвращения в Тур Беренгарий продолжал настойчиво проповедовать старые взгляды, вновь осуждённые Соборами в Пуатье (около 1075 г.) и Сен-Мексане (около 1076 г.). Наконец, на Римском Соборе 1079 г. под давлением папы Григория VII Беренгарий вторично отрёкся от своих воззрений и подписал формулу, в которую были включены слова: «panem et vinum substantialiter converti» («хлеб и вино прелагаются по сущности»), что означало полное примирение с общецерковным учением.

 



 
PR-CY.ru