БЕРЕЗОВСКИЙ Максим Созонтович - Страница 2

После приезда в Петербург Березовский был вскоре представлен в качестве знаменитого артиста многим высокопоставленным лицам, но среди царедворцев нашёлся лишь один – князь Потёмкин, обративший внимание на даровитого композитора и тут же предложивший ему место директора будущей музыкальной академии, которую Потёмкин предполагал основать в Кременчуге. В ожидании же обещанных благ Березовского определили в капеллу без всякой должности, т.к. все высшие и лучшие места были в руках иностранцев. Эта неудача не ослабила, однако, его творческой деятельности. Он продолжал много и упорно работать. К несчастью для русского искусства и ещё больше для самого Березовского, князь Потёмкин, как это нередко с ним случалось, забыл не только о нём, но и о самой академии. Это обстоятельство имело для Березовского роковое значение. Отчаявшись получить соответствующее его таланту и знаниям место или хотя бы повышение в должности, он впал в мрачную тоску. Оскорблённый, униженный, терпя бедность, нужду и всяческие неудачи, Березовский в марте 1777 г. заболел горячкой и в одном из припадков тяжкой болезни покончил жизнь самоубийством, перерезав себе горло. Как композитор духовной музыки, Березовский вместе с Веделем является представителем нового направления в партесном пении. В его произведениях меньше следов влияния итальянской музыки; заметно стремление к самобытности, к строгому согласованию музыки с текстом, о чём в то время многие итальянские композиторы, писавшие духовную музыку для православной церкви, и не думали, нимало не заботясь не только о правильном произношении слов, но нередко даже вовсе не зная русского языка. Этим-то строгим соответствием музыки с текстом и замечательны произведения Березовского; им же объясняется и то умилительное впечатление, какое производит его музыка. Вместе с тем он достиг разрешения труднейшей задачи – соединения простоты и изящества. Из многочисленных сочинений Березовского, оставшихся в рукописях и хранящихся у многих любителей, только два сочинения (и то спустя 50 лет со дня его смерти) были изданы придворной капеллой: «Верую» и классический концерт «Не отвержи мене во время старости». Кроме них напечатаны причастны: «Творяй ангелы», «В память вечную», «Чашу спасения», «Во всю землю изыде вещание их». Все они были написаны для больших, правильно организованных хоров и имели в своё время громадный успех. Из духовных произведений Березовского наибольшей известностью пользуются еще семнадцать концертов. Сведения о нём есть в следующих сочинениях: З. Дурова. «Очерк истории музыки в России» (приложение к «Руководству к изучению истории музыки» Аррея фон-Доммера, перевод с немецкого А. Желябужской, Москва, изд. П. Юргенсона, 1884 г.); о. Разумовский. «Церковное пение в России» (Москва, 1867); H.А. Лебедева, «Березовский и Бортнянский как композиторы церковного пения» (СПб., 1882); Л. Саккети. «Очерк всеобщей истории музыки» (СПб., 1883 г., изд. В. Бесселя и К°); Стаффорда «История музыки», в переводе Е. Воронова (СПб., 1838); Fetis. «Biographie universelle des musiciens» (Париж, 1860).



 
PR-CY.ru