Словарь по христианству Б БЕНТЛИ Ричард

БЕНТЛИ Ричард

БЕНТЛИ Ричард (1662–1742 гг.) – выдающийся английский филолог, богослов и учёный критик, апологет христианства. Сын зажиточного йомена, Бентли начал образование в школе в Уэйкфилде, продолжил в Сент-Джонс-колледже (Кембридж). В 1680 г. он получил степень бакалавра, в 1683 г. – магистра, в 1696 г. стал доктором теологии. В том же году Бентли был назначен наставником сына Э. Стиллингфлита. После того как Стиллингфлит стал Вустерским епископом (1689 г.), Бентли был рукоположен во диакона (1690 г.), затем – пресвитера (1692 г.) и стал капелланом епископа. В 1692 г. получил пребенду в Вустере, по поручению дирекции благотворительного учреждения, основанного Бойлем, в том же году произнёс восемь проповедей «В опровержение атеизма» (выдержали пять изданий, много раз переиздавались на другие языки). В 1693 г. (или в 1694 г.) его назначили хранителем Королевской библиотеки, в 1695 г. – капелланом короля. В 1700 г. возглавил Тринити-колледж в Кембридже, в связи с чем переехал в этот город. В 1717 г. Бентли стал профессором богословия в Кембриджском университете, но в результате происков недоброжелателей из учёной среды его звание профессора и докторская степень были аннулированы (в 1718 г.). В 1724 г. Бентли вернули все его звания, хотя нападки на него и судебные процессы продолжались и после этого. Будучи апологетом христианства, Бентли использовал последние достижения науки для доказательства его истинности. Он состоял в переписке с английским физиком, астрономом и математиком Исааком Ньютоном (1643–1727 гг.), причём именно вопрос Бентли, может ли описанная Ньютоном сила тяготения послужить причиной образования звёзд, как полагают, мог подтолкнуть Ньютона к формулировке принципа гравитационной неустойчивости однородного вещества. В прочитанных им лекциях он активно пользовался принципами, изложенными Ньютоном в книге «Математические начала естественной философии» (Philosophiae naturalis principia mathematica, 1687), а также естественнонаучной терминологией, которые в те времена считались признаком безбожия. Бентли опровергал атеизм и доказывал существование Творца: по его мнению, бытие Божие доступно для познавательных и эмоциональных (у него этот термин значит «интуитивных») способностей человека, видимо в устроении и совершенстве человеческого организма и явствует из гармонии движения элементов Вселенной. Апологетические сочинения Бентли были переведены на многие европейские языки и в XVIII–XIX вв. пользовались широкой популярностью. В 1713 г. вышло его сочинение «К защите истинной веры», направленной против вольнодумства  английского философа-деиста Джона Коллинза (1676–1729 гг.). В качестве филолога Бентли предпринял издание трудов Горация (Quinti Horatii Flacci Opera, 1740), Теренция и Манилия; при исследовании произведений Гомера открыл забытую к тому времени букву «дигамму». В изданных им текстах Горация содержалось около 700 отличий от общепринятого текста, из которых 200 были конъектурами самого Бентли. Полагая, что истинный текст Нового Завета содержится не в каком-либо одном манускрипте, а во всей их совокупности, Бентли замыслил осуществить критическое издание полного греческого текста Нового Завета. Для этого он использовал ряд древнейших кодексов в нескольких библиотеках (Codex Augiensis, Codex Bezae, Codex Alexandrinus). И хотя Бентли так и не смог издать текст Нового Завета, его критический метод, основанный на конъектурных исправлениях текстов, получил широкое распространение. При этом Бентли понимал определённую ограниченность этого метода: его использование при подготовке в 1732 г. издания «Потерянного рая» английского поэта и публициста Джона Мильтона (1608–1674 гг.) привело к появлению искусственного текста, который Мильтон должен был бы написать, если бы точно следовал английской грамматике и словоупотреблению своего времени. Полное собрание сочинений Бентли, предпринятое Dyce, осталось неоконченным.

 
PR-CY.ru