Словарь по христианству Б БЕНОЦЦО Гоццоли

БЕНОЦЦО Гоццоли

БЕНОЦЦО Гоццоли (1420/1421–1497/1498 гг.) – итальянский художник раннего Возрождения (наст. имя – Беноццо ди Лезе ди Сандро). Фамилия Гоццоли впервые появилась в 1568 г. во втором издании «Жизнеописаний наиболее известных живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари (1511–1574 гг.), в первом издании (1550 г.) он назван Беноццо. В 1442 г. Гоццоли в качестве художника был взят в мастерскую знаменитого флорентийского скульптора Лоренцо Гиберти (1378–1455 гг.) и его сына Витторио, работавших над восточными (так называемыми Райскими) вратами флорентийского баптистерия. Затем он упоминается как помощник художника и монаха Фра Беато Анджелико (1400–1455 гг.) в росписи доминиканского монастыря Сан-Марко во Флоренции (1438–1444/1445). В 1447–1449 гг. по инициативе Фра Анджелико Гоццоли в числе других мастеров был приглашён расписывать капеллу папы Николая V (1447–1455 гг.) в Ватикане и треугольные распалубки свода Капеллы ди Сан-Брицио собора в Орвието (июль–декабрь 1449 г.). Стиль Фра Анджелико (как и выучка у Лоренцо Гиберти) оказали существенное влияние на манеру Гоццоли, хотя он был далёк от его религиозного чувства. Исследователи подчёркивают, что Гоццоли на протяжении всей творческой деятельности был подвержен различным влияниям: Доменико Венециано, Мазаччо, Пьеро делла Франческа и др. Огромное значение для него имело пребывание в Риме, где он изучал памятники античного и раннехристианского искусства. Первыми самостоятельными работами Гоццоли стали фрески в Монтефалько – росписи церкви Сан-Фортунато (1450 г.), сохранившиеся фрагментарно, и апсиды церкви Сан-Франческо (1452 г.), в которой по заказу францисканцев им были исполнены 12 композиций, посвящённых жизни св. Франциска Ассизского. В этом цикле Гоццоли ориентировался на росписи церкви Сан-Франческо в Ассизи (верхняя церковь – 1280–1305 гг., нижняя – 1325–1329 гг. и после 1340 г.), ставшие эталоном так называемого францисканского житийного повествования. Во фресках церкви в Монтефалько проявились присущие манере Гоццоли особенности – простота и чёткость архитектурных построений, яркость колорита, спокойный, несколько наивный характер образов. В своих картинах он стремился передать всё пёстрое многообразие окружающего мира. Гоццоли принадлежит ныне утраченный цикл фресок монастыря Санта-Роза в Витербо (1453 г.). Во второй половине 1450 гг. он работал в небольших городах Центральной Италии и в Риме, выполняя заказы на станковые произведения, монументальные росписи и художественное оформление торжества по случаю инаугурации папы Пия II (1458–1464 гг.). Основными его заказчиками на протяжении всей жизни были монашеские ордены, в первую очередь, францисканцы и доминиканцы. Самое известное произведение Гоццоли – живописная декорация (1459–1461 гг.) капеллы Палаццо Медичи (ныне – Медичи Риккарди) на Виа-Ларга во Флоренции (у исследователей считается и самым характерным его произведением). По воле Пьетро Медичи, художник представил на стенах семейной капеллы композицию «Шествие волхвов», которая заставляет исследователей вспомнить алтарный образ «Поклонение волхвов» (1423 г.) крупнейшего представителя интернациональной готики в Италии Джентиле да Фабрионо (1370–1427 гг.). Унаследованные от раннего Фра Беато плоскостность и чрезмерная насыщенность композиции сочетаются здесь с богатством и разнообразием пейзажных мотивов, изображений животных, костюмов и лиц. Во фресках много вставных эпизодов, а также портретов, главным образом, представителей дома Медичи и их окружения. Для семейства Медичи сюжет имел особое значение, т.к. они принимали активное участие в организации «Праздника волхвов» – грандиозной театрализованной процессии, устраиваемой во Флоренции на Рождество и в день св. покровителя города Иоанна Крестителя. Получив заказ на священный сюжет, трактованный в виде пышной церемонии, Гоццоли создал фреску-символ, прославляющий чудеса необозримого мира и передающий христианскую жажду искупления. Стремясь как можно точнее соответствовать аристократическим пристрастиям заказчика, художник представил на трёх стенах капеллы, окаймлённой по цоколю мраморной инкрустацией, торжественную, роскошную процессию элегантных, богато одетых всадников на фоне пленительных в своей наивной красоте пейзажей.

 



 
PR-CY.ru