Словарь по христианству Б БЕНЕФИЦИЙ ЦЕРКОВНЫЙ - Страница 5

БЕНЕФИЦИЙ ЦЕРКОВНЫЙ - Страница 5

Ещё в XIX – начале XX в. во многих странах получение бенефиция было возможно только для лиц, лояльных по отношению к правительству, продемонстрировавших ему свою верность или получивших королевскую санкцию. Бенефиций передавался клирику в пожизненное пользование, он мог быть отобран у него лишь в случае совершения преступления или при нарушении условий пользования бенефицием. Согласно каноническому праву, вакация наступает при женитьбе или попытке вступить в брак, принятии монашеского обета, нарушении запрета на совмещение бенефиция, если бенефициарий не был в указанное время посвящён в сан. В других случаях лишение бенефиция происходит в результате судебного процесса. Клирик имел право отказаться от своего бенефиция при условии, что отказ был добровольным и на законных основаниях, он мог также при определённых условиях обменяться своим бенефицием с другим бенефициарием. Держатель бенефиция не являлся собственником средств, с которых он получал доход. Доходы бенефиция принадлежали клирику с обязательством тратить их на благочестивые цели, передавать в помощь бедным всё, что не нужно для его собственного содержания. В кодексе канонического права (Codex iuris canonici), имевшем церковно-юридическую силу в 1917–1983 гг., выделялось несколько видов бенефициев: 1) консисторские (например, епископства) и неконсисторские (например, канонии – звания и должности в кафедральном капитуле, устанавливаемые епископом, приходы); 2) светские и монашеских орденов; 3) резиденциальные (если бенефиций был связан с необходимостью пребывания в каком-либо месте) и нерезеденциальные; 4) временные (бенефициат в любой момент мог быть лишён своего бенефиция) и пожизненные; 5) пастырские (если с бенефицием была связана пастырская деятельность) и непастырские. На втором Ватиканском соборе система бенефициев была признана анахронизмом феодального устройства общества, поэтому было принято решение реформировать её либо полностью упразднить. В соответствии с этим решением Собор сформулировал принципы реформирования имущественного канонического права, зафиксированные затем в пятой книге Кодекса канонического права 1983 г. «De bonis Ecclesiae temporalibus» («О временном имуществе Церкви», каноны 1254–1310), подписанном папой Иоанном Павлом II (1978–2005 гг.). К их числу относится и указание Собора о постепенной отмене бенефициарной системы, поскольку она порождает неравенство между клириками, мешающее их совместной жизни, неспособна гарантировать всем пресвитерам достаточное материальное обеспечение, вызывает трудности в административном управлении и соответственно в судебных спорах между пресвитером и прихожанами, не обеспечивает достаточную гласность, что часто становится причиной сомнений в бедности церкви. Согласно канонам 1272 и 274, бенефициарная система отсутствует, а задача её постепенного упразднения посредством издания новых законов возложена на местные конференции епископов. Передача имущества и доходов от бенефициев предусмотрена в специальный епархиальный фонд для материального обеспечения духовенства, находящегося на службе в данной епархии. Несмотря на церковно-правовое упразднение системы бенефициев в католической церкви, в некоторых странах (например, в Австрии) по решению епископских конференций и с согласия Ватикана она ещё продолжает существовать.



 
PR-CY.ru