БЕНЕФИЦИЙ ЦЕРКОВНЫЙ - Страница 4

«Litterae expectativae» («ожидательные грамоты») касались ещё не вакантных бенефициев. Получатель подобных грамот мог претендовать на бенефиций, как только тот окажется в распоряжении епископа. Тридентский собор (1545–1563 гг.) осудил подобную практику, подрывавшую власть епископов и способствовавшую симонии (практике покупке и продажи бенефициев, церковных должностей и титулов) и продвижению на церковные должности недостойных кандидатов. Понятие «резервации» подразумевало, что в особых случаях папа оставляет за собой право пожалования определённых бенефициев. Важнейшими резервациями были передача в распоряжение папы тех бенефициев, которые оставались вакантными в течение восьми месяцев в году, и право епископов, соблюдающих закон об обязательном проживании в епархии (резидировании), свободно распоряжаться всеми бенефициями, вакантными в течение шести месяцев начиная с февраля. Свободным было пожалование бенефиций папой или епископом, не обусловленное какими-либо действиями коллегии выборщиков или патрона. Ограничение свободы происходило при вмешательстве светских властей в распределение бенефициев (назначение епископов и архиепископов императором или королём в Средние века, санкция правительства в Новое время). Интересы церкви при этом охранялись требованием канонического права, чтобы в каждом случае кандидатура была одобрена церковными властями. Согласно каноническому праву, пожалование бенефиция должно быть безвозмездным, чтобы не допустить симонии, без принуждения, безоговорочным и безусловным, публичным, совершённым в течение шести месяцев со дня вакации. Запрет совмещать несколько бенефициев был введён в церкви достаточно рано, однако с течением времени его эффективность снизилась из-за разделения бенефициев на совместимые и несовместимые. Тридентский собор постановил, что владение более чем одним бенефицием законно, если только первый бенефиций является недостаточным для поддержания существования пользующегося им клирика, и оба бенефиция не должны быть связаны с обязанностью проживать в приходе (это правило могло быть нарушено только по решению папы Римского). Кандидат на получение бенефиция должен был принадлежать к духовному сословию и соблюдать целибат. До Тридентского собора простые бенефиции могли быть пожалованы с 7-летнего возраста, после Собора – с 14 лет; двойные – с 24 лет. Для некоторых должностей предусматривались особые требования: при получении епископского бенефиция нужно было быть старше 30 лет, для должности канонического пенитенциария – старше 40 лет. Будущий бенефициарий отбирался в результате конкурса: кандидат должен быть законнорождённым, с хорошей репутацией, не иметь взысканий. Для высших церковных должностей была необходима степень доктора теологии или канонического права. Согласно воле основателя бенефиция или по светскому праву, к кандидату на получение бенефиция иногда предъявлялись особые требования. Например, некоторые бенефиции могли получить только члены определённых фамилий или горожане определённого города.

 



 
PR-CY.ru