БЕНЕФИЦИЙ ЦЕРКОВНЫЙ - Страница 3

В церковном праве понятия «officium» и «beneficium» были разделены: лишение должностных доходов как особое наказание отличалось от отстранения от должности (суспенсии). Обладатель бенефиция был обязан выполнять службу церковного характера, т.е. связанную с совершением богослужения, пастырской деятельностью (cura animarum), осуществлением церковной власти, административным управлением в церкви. Разные церковные должности были соотнесены с различными видами бенефиция. Создание бенефициев могло осуществляться только церковными властями, папой, епископом или лицом, обладающим епископской властью; при этом папа имел исключительное право контроля всех больших бенефициев. Доходы, формирующие бенефиций, могли поступать с церковного имущества или с предоставленной для этих целей собственности мирянина. Пожелания жертвователя относительно характера бенефиция и условий его пожалования учитывались церковным начальством, если не вступали в противоречие с каноническим правом. Бенефиций мог быть простым и двойным, малым и большим, светским и монашеским, связанным с обязанностью проживать в приходе или не связанным с этим. Простой (или малый) бенефиций давался за совершение богослужения. Двойной подразумевал осуществление пастырской деятельности, а также деятельности в качестве церковного судьи, за выполнение административных функций. Если бенефиций сочетался с выполнением епископских или архиепископских функций, то такой бенефиций назывался большим. Бенефиции различались также по способу их пожалования. Имя будущего бенефициария могли определять коллегия выборщиков или высшее духовное лицо. На выбор кандидата могли оказать влияние светский патрон – основатель бенефиция или светские власти. В некоторых случаях право или воля основателя бенефиция предписывали проживание в местности, где находится бенефиций, в то время как в других случаях это было необязательно. Бенефиции, учреждённые в церквах или домах религиозных орденов, а также те, которые по обычаю или по воле основателя были предназначены монахам, являлись монашескими. Бенефиции, предназначенные для белого духовенства, – светскими. Однажды учрежденный, бенефиций считался вечным, но закон допускал при определённых обстоятельствах изменение его статуса путём объединения, разделения или ликвидации. Пожалование бенефиция (collatio) могло быть экстраординарным или ординарным, свободным или с соблюдением определённых условий. При обычном (ординарном) пожаловании большие бенефиции распределялись папой, а малые – епископом. Экстраординарное пожалование происходило в особых случаях, закреплённых за папой или другим иерархом, а также при неспособности епископа действовать. В таком случае право пожалования переходило к вышестоящему клирику. С XI в. папские экстраординарные пожалования становятся всё более распространёнными. Обычно они совершались в форме «mandata de providendo», «litterae expectativae» и резерваций. «Mandata de providendo» («предписания позаботиться») давали упомянутому в них клирику право на вакантный бенефиций в епархии епископа, которому направлен этот мандат.

 



 
PR-CY.ru