Словарь по христианству Б БЕНЕФИЦИЙ ЦЕРКОВНЫЙ

БЕНЕФИЦИЙ ЦЕРКОВНЫЙ

БЕНЕФИЦИЙ ЦЕРКОВНЫЙ (от лат. beneficium – благодарение) – термин в кодексах канонического права католической церкви, действовавших с XI в. до 1983 г., обозначающий право на получение той части доходов от церковной должности (доходов прихода, монастыря или иного церковного учреждения), которая идёт на содержание клирика, в противоположность другой части доходов, использующихся на содержание храма, храмовой утвари и совершение богослужений, а также понятие самой церковной должности. В Средние века это – условное пожизненное пожалование земли или пользования доходами с какой-либо собственности за выполнение определённой службы. Идея и название термина «бенефициий» было заимствовано церковью из римского права, где он обозначал любые благодеяния или милость (земельный участок или пожизненный источник существования), полученные от императора или другого сеньора. В римском праве под бенефицием понимались любые льготы, которые давали их получателям выгодный правовой статус (например, beneficium abstinendi – право воздержаться от невыгодного наследства, beneficium cedendarum actionum – привилегия на уступку исковых требований и др.). Во Франкском королевстве в VI–VII вв. бенефицием называли любое, особенно земельное, пожалование, которое из-за связанных с ним преимуществ и выгод являлось «благодеянием» для его получателя. Как правило, он не должен был нести службу за это пожалование, выплачивая незначительную денежную сумму (чинш) или не платя её вовсе. Некоторые бенефиции предоставлялись на основе прекарного договора (прекарий – условное земельное держание в эпоху раннего Средневековья, которое крупный земельный собственник передавал в пользование (на несколько лет или пожизненно) безземельному либо малоземельному человеку по его письменной просьбе, за что получатель земли должен был платить оброк, в некоторых случаях – выполнять барщину в пользу собственника). В VIII в. франкский майордом (глава придворной администрации) Карл Мартелл (Молот), фактически возглавлявший королевство при живых Меровингах, провёл так называемую бенефициарную реформу, цель которой заключалась в создании конной армии и формировании в противовес крупным независимым магнатам слоя вассалов, ставших затем опорой центральной власти. За выполнение военной и административной службы и ради снабжения вассалов средствами для вооружения в их условное пожизненное пользование передавались сначала конфискованные у мятежных магнатов земли, а когда они иссякали – церковные угодья. Такой бенефиций, пожалованный майордомом или королём из церковного имущества, помимо обязательства нести военную службу облагался денежной суммой (чиншом), т.к. рассматривался одновременно и как прекарный договор между вассалом и церковью, у которой он был заимствован. При франкском короле Пипине III Коротком (751–768 гг.), сыне Карла Мартелла, а также императорах Карле Великом (768–814 гг.), сыне Пипина III Короткого, Людовике I Благочестивом (814–840 гг.), сыне Карла Великого и Карле Лысом (840–877 гг.), сыне Людовика Благочестивого, в VIII–IX вв. понятие «бенефиций» всё прочнее стало связываться с вассальной службой. При передаче земли в качестве бенефиция, который мог охватывать одно или несколько поместий или несколько крестьянских наделов – мансов, доходы с неё шли в пользу вассала, но господин сохранял за собой право собственности. В случае смерти вассала бенефиций возвращался первоначальному владельцу или его наследникам. Если наследник вассала хотел получить его бенефиций или сам бенефициарий хотел пользоваться им после смерти сеньора, требовалось возобновление пожалования. При нарушении вассалом взятых на себя обязательств, совершении преступления, разорении хозяйства бенефициария сеньор мог лишить его бенефиция. На протяжении IX в. бенефиций постепенно превращается из пожизненного держания в наследственное, т.е. в лен или феод – наследственное условное держание, сочетающееся с обязанностью нести военную службу.

 



 
PR-CY.ru