БЕНЕДИКТ АНЬЯНСКИЙ - Страница 2

Под влиянием Бенедикта Аньянского император решил распространить разработанные им правила на всю территорию Франкского государства и поручил Бенедикту Аньянскому, получившему титул первенствующего аббата (primas abbas), проведение монастырской реформы по упорядочению монашества на основе устава св. Бенедикта. Для этого в 816, 817 и 818–819 гг. были проведены церковные Соборы в Ахене, принявшие ряд документов, регламентирующих правила и нормы поведения для монахов и каноников, а также утверждающих для некоторых монастырей, покровителем которых был лично император, право самим избирать себе аббата. В так называемом «Ахенском правиле» (816 г.) была предпринята попытка упорядочить способ жизни конвентов (сообществ совместно проживающего белого духовенства), уставы и обычаи которых были в значительной степени уподоблены монастырским. По инициативе Бенедикта Аньянского император в июле 817 г. созвал Собор, на который были приглашены только настоятели монастырей и монахи. Они выработали так называемый «Монашеский капитулярий», состоявший из 75 постановлений, касающихся устройства монашеской жизни в соответствии с бенедиктинским уставом, а также разъясняющих те вопросы монашеской жизни, которые устав не затрагивал. Одним из его важнейших решений было требование ко всем монастырям Франкской империи соблюдать «единообразный... обычай жизни в соответствии с правилом святого Венедикта». Всякая частная практика отдельных монастырей, выходившая за пределы «одного правила» и «единого обычая», объявлялась ложной и подлежала решительному искоренению, «дабы не было среди мужей этого призвания какого-либо разнообразия». Были утверждены меры и против тех, кто отказывался следовать этим правилам. Бенедикт Аньянский заботился о дополнении бенедиктинского устава тем, что он нашёл практически приемлемого и полезного в других монашеских (добенедиктинских) уставах. Он сыграл важную роль в подготовке и принятии постановлений по монашеской реформе, решения которых были обнародованы в виде императорских капитуляриев. Он стал одним из главных лидеров каролингской церковной реформы, суть которой состояла в стандартизации церковной жизни во всех областях – догматической, литургической, этической, экономической и т.п., а его аббатство постепенно начинает выполнять функции образцового монастыря в Каролингском государстве. Унификация монашеской жизни была важной частью политики Людовика I Благочестивого («Renovatio regni Francorum»), нацеленной на достижение всеобъемлющего единства «народа Божия» через единство в церкви и в государстве (Капитулярий об устроении империи, 817 г.). Унификация (стандартизация) жизни всегда подспудно формировала абсолютизм, которому всегда было нужно сознание масс (желательно фанатичное), а не отдельных личностей, и единственным противоядием ему может быть только оригинальное мышление народа (ила, как теперь принято выражаться, электората). Именно поэтому мы ратуем за сомнение как способ избежать стандартизации сознания, как возможность сопротивления абсолютизму. Бенедикт Аньянский также способствовал принятию на Ахенском Соборе в декабре 818 – январе 819 г. правил выбора настоятелей монастырей: монахи должны были сами избирать аббата из числа братии. Таким образом, устранялся институт так называемых светских аббатов, назначаемых светскими патронами монастыря. Однако император вынужден был пойти на уступки светским патронам аббатств, и привилегия свободного выбора настоятеля была дарована не всем монастырям, как предлагал Бенедикт Аньянский, но лишь тем, где непосредственным патроном был сам император (их список был приведён в конце капитулярия с постановлениями Собора). Получившие эту привилегию монастыри должны были каждый раз при избрании аббата ожидать подтверждение права выбора от императора. Впоследствии стремление монастырей самостоятельно выбирать аббата (и не зависеть в этом от светского сеньора, в том числе и от самого монарха) стало одной из доминант политического развития западноевропейского монашества. Бенедикт Аньянский также неоднократно доносил императору о плачевном материальном состоянии монастырей, однако Людовик ограничивался частными мерами (лишь позднее Бенедикту Аньянскому удалось добиться освобождения от налогов для реформированных монастырей).

 



 
PR-CY.ru