БОНИФАЦИЙ, Уинфрид - Страница 4

Бонифаций ежегодно приезжал в Фульду преподать наставление монахам, живших по бенедиктинскому уставу, и провести несколько дней в молитве и богомыслии. По его просьбе папа Захария грамотой от 751 г. защитил аббатство от посягательств местных епископов, подчинив его непосредственно Римскому престолу. После смерти епископа Утрехта св. Виллиброрда (744 г.) Бонифаций принял его епархию под своё управление. Примерно в то же время умер Кёльнский архиепископ Рагенфрид. Папа Захария хотел на Кёльнскую митрополию поставить Бонифация (в 745 г.), но этому воспротивилось местное духовенство. Тогда папа передал ему Майнцскую кафедру (сместив архиепископа Гевилиоба) и назначил примасом Германии. В подчинение Бонифацию перешли вормский, шпейерский, тонгресский, кёльнский и утрехтский епископы со всеми германскими племенами, принявшими христианство благодаря его трудам. Получив благословение папы и согласие Пипина III Короткого, ставшего в 751 г. первым королём франков по церковному ритуалу и возглавившего тем самым новую династию Каролингов, а также положившего начало Папской области, Бонифаций летом 753 г. оставил Майнцское архиепископство своему ученику свт. Луллу и возглавил фризскую миссию, хотя последние дни намеревался провести в своём монастыре в Фульде. Он решил ещё раз побывать во Фризии. Вместе с несколькими спутниками Бонифаций отправился в Утрехт, с успехом там проповедовал, крестив несколько тысяч язычников. Всем новообращённым он велел собраться накануне Троицы в местечке близ Доккума на р. Борн, чтобы совершить над ними таинство миропомазания, но подвергся нападению разбойников, полагавших, что у миссионеров есть сокровища. Вместе со своими спутниками (по разным версиям, их было от 37 до 52) 5 июня 754/755 г. Бонифаций был убит агрессивно настроенными язычниками (в том числе пал утрехтский епископ Эобан). Пишут, что Бонифаций призывал своих учеников не сопротивляться язычникам и со смирением принять мученический венец. Согласно преданию, он защищался от меча книгой (в настоящее время она хранится в музее кафедрального собора г. Фульда). Его тело перенесли сначала в Утрехт, затем благодаря свт. Луллу в Майнц, а ещё позже, согласно желанию, которое много раз выражал сам Бонифаций, в аббатство Фульда. Его могила очень скоро стала местом поклонения. Но Бонифация почитали не только как мученика. В IX в. Рабан Мавр писал, что Германия может гордиться им так же, как Рим – апостолом Петром, а Эфес – апостолом Иоанном. В 1160 г. Бонифаций впервые был назван «апостолом Германии». Его имя носят десятки соборов и монастырей, прежде всего, в Германии. Развитию культа святого способствует деятельность Общества немецких католиков имени Бонифация, основанного в 1849 г. по инициативе баварского католического священника, историка церкви и богослова, одного из инициаторов движения старокатоликов в Германии в 1870 гг. Иоганна Йозефа Игнаца фон Дёллингера (1799–1890 гг.). Папа Римский Пий IX (1846–1878 гг.) 11 июня 1874 г. распространил почитание святого на всю католическую церковь. С 1867 г. при гробнице Бонифация проходят ежегодные конференции католических немецких епископов. Своим покровителем его считают портные, пивовары и резчики. В настоящее время во многих православных приходах Западной Европы, особенно в Голландии и Германии, Бонифация почитают как небесного покровителя и заступника. В иконографии он изображается как простой бенедиктинский монах, в некоторых случаях – как епископ. Изображения известны с конца X в. (древнейшее – на крышке переплета «Codex aureus» из г. Эхтернаха, 983/991 г.). Его иконографическими символами являются срубленный дуб, топор и евангелиарий, пронзённый мечом (книга с отрывками из Евангелия). К началу XV в. относится цикл сцен из жизни святого, представленный в витражах кафедрального собора в Эрфурте. На рубеже XIX–XX вв. в русской историографии существовало мнение о невозможности почитать Бонифация православной церковью, миссионерские заслуги которого отрицались на основании довода, что его труд состоял «не столько в проповедовании христианства, сколько в распространении папизма». Оппоненты возражают,  что об этом свидетельствует сама мученическая кончина Бонифация, его самоотверженная жизнь, отданная распространению христианской веры, а также многочисленные чудеса, якобы совершающиеся от его мощей. Не только католики, но и православные совершают паломничества к месту его мученической кончины в Доккум, где бьёт чудотворный источник, а также в Фульду, где в кафедральном соборе покоятся его мощи. День памяти Бонифация в католической церкви – 5 июня.



 
PR-CY.ru