БОНИФАЦИЙ, Уинфрид - Страница 2

Тогда он решил отправиться ко двору франкского майордома (главы придворной администрации) Карла Мартелла (Молота), фактически возглавлявшего королевство при живых Меровингах, чтобы просить его о помощи, но по пути узнал о смерти фризского вождя Радбода и направился во Фрисландию. Здесь он провёл три года, энергично помогая престарелому епископу Утрехта св. Виллиброрду, который хотел сделать Бонифация своим преемником, но тот отказался без благословения папы принять сан епископа. Бонифаций покинул Фрисландию и, последовав за армией Карла Мартелла (разбившей, кстати, арабов в битве при Пуатье в октябре 732 г.), достиг Тюрингии и Гессена, где крестил многих жителей. С помощью двух вождей, обращённых им в христианство, Бонифаций учредил небольшой монастырь в Амёнебурге (721 г.) на р. Ом в Гессене. Обитель должна была стать миссионерским центром для подготовки духовенства из местных жителей. Здесь дела Бонифация пошли намного лучше: в короткое время было крещено несколько тысяч человек. Он послал в Рим, к папе Григорию II, одного из своих учеников с письмом, где сообщал об успехах миссии и просил о дальнейшем руководстве. В ответ папа пригласил его вновь посетить Рим, где 30 ноября 722 г. Бонифаций был рукоположен во епископа и принёс клятву верности у гроба апостола Петра, что будет во всём повиноваться папе Римскому и будет служить интересам римской курии (рукоположение епископа неиталийского происхождения впервые было совершено по чину, употреблявшемуся исключительно для епископов римского митрополичьего округа). Клятва верности Римскому престолу, данная Бонифацием, была выражением присущего многим англосаксонским монахам той эпохи стремления к сохранению канонических принципов церковной жизни, хранительницей которых на Западе считалась Римская церковь. Однако некоторые исследователи усматривают в этой клятве якобы уже тогда проявившуюся приверженность Бонифация «папизму», хотя в ней не содержится ничего противоречащего каноническим принципам церкви: Бонифаций клялся быть верным Римской церкви, не сообщаться с епископами, которые не придерживались канонических предписаний, бороться с их деятельностью или же возвращать их в лоно церкви. Поставив Бонифация епископом, папа Григорий II отослал его назад с письмами, в которых требовал от духовенства в Тюрингии и Гессене повиноваться ему. В письмах к Карлу Мартеллу, взявшему Бонифация под свою защиту, Григорий II просил его помогать новому епископу. Вернувшись в Гессен, Бонифаций с неудовольствием обнаружил, что за время его отсутствия многие из крещёных им вернулись к языческим обрядам и оказались вновь вовлечены в поклонение духам и занятия магией. Чтобы противостоять этому и показать язычникам, насколько бессильны их боги, Бонифаций собрал большую толпу в Гайсмаре близ г. Фрицлар, где находился священный дуб, посвящённый германскому богу грома Донару, и на глазах многих тысяч язычников срубил его (на этом месте была возведена деревянная часовня во имя Иисуса Христа). Падение «гайсмарского дуба» стало символом заката язычества в Германии. Бонифаций, не давая язычникам опомниться, продолжал действовать в таком же духе: разрушал храмы и жертвенники, разбивал священные камни. Впрочем, если позволяли обстоятельства, он вёл себя мягче – вступал с язычниками в споры, расспрашивал о происхождении их богов, о связи их с началом мира, искусно изыскивал противоречия в их ответах, и своими меткими репликами приводил их в замешательство. Природное красноречие, величавая внешность, непреклонная сила духа и непоколебимая уверенность в своей правоте помогали ему неизменно одерживать верх над своими соперниками. Бонифацию удалось собрать вокруг себя значительную группу помощников, главным образом, англосаксов, продолживших его начинания: свв. Бурхарда, Вигберта, Витту (Альбина), Стурма, Виннебальда, Виллибальда (как считают многие исследователи, благодаря последнему Бонифаций и его сподвижники познакомились с уставом прп. Бенедикта Нурсийского; однако этого Виллибальда исследователи рекомендуют не путать с одноименным автором жития Бонифация), а также прп. Лиобу, свв. Вальпургу, Бригитту, Теклу и др.

 



 
PR-CY.ru