Словарь по христианству Б БОНИФАЦИЙ, Уинфрид

БОНИФАЦИЙ, Уинфрид

БОНИФАЦИЙ, Уинфрид (около 672/675 – 754 гг.) – английский монах-бенедиктинец, архиепископ Майнцский, именуемый «апостолом Германии», святой. Бонифация называют иногда «самым великим из всех миссионеров Тёмных веков» и «человеком, который оказал более существенное влияние на историю Европы, чем любой другой англичанин за всю человеческую историю», настолько значительные и масштабные последствия имела его деятельность. Сведения о нём сохранились в его богатом эпистолярном наследии и в ряде житий (наиболее известно житие, написанное после 754 г. его первым биографом-англосаксом). Согласно житию, Уинфрид происходил из знатного рода, родился в Кредитоне, в Девоншире около 680 г. От монахов, посещавших дом его родителей, получил основы религиозного образования и уже в раннем детстве почувствовал призвание к духовному служению. Но его намерение встретило резкий отпор со стороны отца, желавшего, чтобы сын избрал гражданскую службу, и только после исцеления от тяжёлой болезни он дал согласие на вступление сына в монастырь. В возрасте семи лет Уинфрид был отдан в монастырь Эдесканкастр (Эксетер) под руководство аббата Вульфхарда как «посвящённый Богу отрок», а через семь лет перешёл в аббатство Нурслинг (в Нутсцелльский монастырь), находившийся между Винчестером и Саутгемптоном (Гемпшир). Уинфрид вёл строгую подвижническую жизнь, изучал Священное Писание, историю, грамматику, риторику и поэзию, преподавал латынь, впоследствии был назначен начальником монастырской школы. Как в духовном воспитании, так и в литературных опытах он тяготел к аббату Малмсбери Альдхельму. Около 700 г. Уинфрид был рукоположен во пресвитера; о нём заговорили как об учёном и многообещающем наставнике и проповеднике. Он имел возможность занять высокое положение в церкви собственной страны, но, несмотря на перспективы духовной карьеры на родине, Уинфрид в возрасте 40 лет покинул Англию и отправился на континент, следуя традиции «странствий ради Христа» и проповеди христианства среди родственных народов, сложившейся у ирландских и англосаксонских монахов. Не менее важным для него было стремление к объединению отдельных церквей Запада под властью папы Римского. В 716 г. Уинфрид с двумя спутниками предпринял первое путешествие во Фризию, где уже с конца VII в. действовали англосаксонские миссионеры, в том числе свв. Вигберг и Виллиброрд (Климент), но вскоре прекратил его из-за борьбы фризов с франками. Правитель Фризии герцог Радбод, захвативший юго-западную часть страны, остался равнодушен к новой религии и не оказал поддержки миссии. Натолкнувшись на сильное сопротивление местного населения, Уинфрид осенью 716 г. со своими спутниками вернулся в Англию. В конце 717 г. в Нурслинге умер аббат Винберт, а Уинфрид был избран его преемником. Однако настоятелем монастыря он оставался недолго. Осенью 718 г., заручившись рекомендательным письмом Винчестерского епископа Даниила, Уинфрид с группой помощников отправился в Рим, чтобы получить поддержку Римского престола в проповеди христианства в германских землях (связь с Римской церковью стала руководящим принципом в его миссионерской деятельности). Он встретил добрый приём у папы Григория II (715–731 гг.) и 15 мая 719 г. получил от него грамоту с подтверждением его полномочий как миссионера и проповедника христианской веры. В этом документе Уинфрид впервые был назван Бонифацием; ему предписывалось придерживаться при крещении римского обряда и «по возможности» сообщать папе о возникавших трудностях. Летом 719 г. он отправился в Тюрингию. Обращенные в христианство св. Килианом герцог Гоцберт и его сын Хетан II были убиты, возможно, из-за попыток распространить христианскую веру среди своих подданных. Миссия Бонифация не имела успеха: он смог обратить в христианство лишь несколько язычников.

 



 
PR-CY.ru