БЕНЕДИКТ XV - Страница 2

Папа отстаивал нормы права в мире, охваченном войной, впервые обратившись не только к церкви, но и к народам всего мира. Как профессиональный дипломат и глубокий знаток международного права, он считал, что католическая церковь должна внести свой вклад в примирение воюющих стран, противодействуя националистическим настроениям поместных церквей в этих странах. Осуждение войны проводилось им не только в этических, но, прежде всего, в богословских и библейских терминах. Учительство Бенедикта XV опиралось на всеобщий призыв к соблюдению норм одинаково признаваемого всеми естественного права без формулирования суждений или обвинений в адрес агрессоров (идея «беспристрастного нейтралитета» Римского престола). К традиционным целям по защите и распространению католицизма папа добавил гуманитарную миссию католической церкви по защите мира и примирению народов: Бенедикт XV старался протестовать против бесчеловечных методов современных военных действий и способствовать миру дипломатическими мерами, умеряя желание вступить в войну нейтральных стран, предложил программу всеобщего милосердия, никогда ранее не выдвигавшуюся папством. Распоряжением от 15 января 1915 г. им был введён Международный день молитвы о мире: с христианских позиций папа выступал в защиту слабых от власти сильных. При Римском престоле он учредил информационное бюро по розыску без вести пропавших, интернированных и заключённых (Opera dei prigioneri), разместившееся в ватиканском дворце (бюро получило огромное количество запросов (170 тыс.) и разослало около 50 тыс. сообщений в семьи). Папа добился от воюющих сторон определённых уступок в отношении беженцев, обмена заключённых и раненых: с 1916 г. отцы больших семейств и лица, находившиеся в заключении более 18 месяцев, должны были возвратиться на родину. Были приняты меры в отношении депортированных гражданских лиц (1915 г.), возвращены обратно целые депортированные народы (1917 г.), с 1915 г. более 30 тыс. тяжелобольных пленных разных национальностей было госпитализировано в сохранявшей нейтралитет Швейцарии, больные туберкулезом итальянские пленные вернулись в Италию (1916 г.). По призыву Бенедикта XV священники, нунции и епископы посещали концентрационные лагеря, пытаясь принять меры по облегчению страданий заключённых. Папа обратился к итальянским епископам с просьбой оставаться во время проповедей и исполнения обрядов в рамках исключительно религиозной тематики, чтобы невозможно было использовать католическую церковь в шовинистических и провоенных целях; выступал в защиту норм международного права, нарушаемого на море и на суше воюющими державами, апеллируя не только к религиозным, но и к светским правовым критериям: отказ от оружия, переговоры, возмещение вреда (репарации), соблюдение прав и справедливых устремлений народов, привлечение института международного арбитража. Ряд его предложений политического и военного характера остались без ответа: о прекращении военных действий в первое военное Рождество (1914 г.), о захоронении павших на поле брани (1915 г.), о запрещении воздушной угрозы вне зоны военных действий (1916 г.). В ноте правительствам воюющих держав от 1 августа 1917 г. Бенедикт XV обратился с призывом заключить всеобщий мир без победителей и побеждённых: выступил с призывом прекратить напрасное кровопролитие и незамедлительно начать переговоры о мире, предложил мирный план, состоявший из семи пунктов и предусматривавший взаимное сокращение военного ущерба, взаимную реституцию оккупированных территорий, улаживание территориальных споров между Францией и Германией, Австрией и Италией, справедливое решение проблем, связанных с армянским народом, балканскими государствами и Польшей. Однако план был отвергнут обеими сторонами.

 



 
PR-CY.ru