БЕНЕДИКТ XIV - Страница 2

В конституции «Esti pastoralis» (1742 г.) Бенедикт XIV выступил за насаждение латинского обряда среди итало-греков, нормализовал сложную внутреннюю ситуацию в католических восточных церквах: итало-греческой католической (1742 г.), греко-католической, или мелькитской (1743 г.), сиро-малабарской католической (1744 г.), коптской католической (1755 г.), сирийской католической и армянской католической. Довольно терпимо относясь к различным восточным католическим обрядам (униатству), Бенедикт XIV в то же время выражал убеждение в превосходстве над ними латинского обряда. Папа выступил инициатором подготовки нового бревиария (католической литургической книги, содержащей последования всех служб суточного, седмичного и годового богослужебных кругов), в который исправления должны были вноситься с учётом научных достижений в церковной истории. Новый бревиарий был рекомендован для использования всем католическим священникам, однако некоторые противоречия со старым каноническим текстом так и не были разрешены специально созданной для этого конгрегацией. Бенедикт XIV снизил налоги, потребовал рачительно расходовать средства на содержание папского двора, резко уменьшил затраты на армию, предпринял ряд реформ, направленных на уменьшение коррупции в курии, строго запретил появляться в Риме своим родственникам, для пополнения казны ввёл режим строгой экономии, поощрял торговлю и прекратил практику ростовщичества. Для более эффективного управления Римом он по-новому разделил город на административные районы. Вражда между католиками и протестантами к этому времени стала затухать, и в 1748 г. Бенедикт XIV разрешил браки между ними по католическому обряду, при условии, что дети, рождённые в таком браке, должны стать католиками. Папа навёл порядок в календаре церковных праздников и в 1748 г. издал обновленный список святых и мучеников Римской церкви, из которого были исключены многочисленные дубликаты. Бенедикт XIV обязал епископов содействовать постоянному обучению священников, регулярно посещать подведомственные приходы и пропагандировать миссионерство, обнародовал конституцию, предписывавшую епископам постоянно проживать в своих епархиях. Для улучшения качества образования священнослужителей он основал в Риме четыре академии, в которых изучалась история Рима и церкви, создал музей христианства, поручил ориенталисту и профессору восточных языков в Риме Джузеппе Ассемани (1710–1782 гг.) составить каталог Ватиканской библиотеки, которая была пополнена покупкой книг из библиотеки куриального кардинала Пьетро Оттобони (1667–1740 гг.). Не забывал папа и о поддержке светских наук и искусства, слыл большим другом ученых и художников, в обществе которых чувствовал себя весьма раскованно, блистая остроумием и красноречием, состоял в переписке со многими выдающимися мужами эпохи Просвещения, был знаком с Вольтером и Ш.Л. Монтескьё. Ш.Л. Монтескьё называл Бенедикта XIV «папой учёных», а Вольтер посвятил ему свою трагедию «Магомет» с надписью на титульной стороне книги о признании его заслуг в области литературы. Бенедикт XIV исключил из Индекса запрещённых книг работы Николая Коперника и Галилео Галилея, в Римском университете основал отделение химии, физики и математики, а в Болонском университете – кафедру хирургии, специальный факультет для женщин и анатомический музей, был учредителем различных культурных обществ, создал Римскую археологическую академию, начал восстановление Колизея. В ватиканской библиотеке он создал богатейшую галерею икон, а в ватиканском дворце – музей христианского античного искусства. Бенедикт XIV был автором ряда работ по теологии и юриспруденции, а также труда в четырёх томах по агиографии. Его перу принадлежат труды по военному и гражданскому праву, в том числе по вопросам ростовщичества и «справедливого процента» (например, в энциклике «Vix pervenit» (1745 г.) традиционно осуждалось ростовщичество, однако признавалось право на взимание умеренных процентов за предоставление ссуд). Бенедикт XIV разрабатывал теологические и процедурные вопросы по поводу канонизации и беатификации; ещё будучи архиепископом Болоньи, издал сочинение «О беатификации слуг Божиих и канонизации блаженных» («De servorum Dei beatificatione et beatorum canonizatione», 1734–1738 гг.). Многие церковные историки считают его самым выдающимся папой XVIII в. Римляне любили его за доброту и мягкость: он пользовался уважением и за пределами Италии. Бенедикт XIV был весёлым, остроумным человеком, пресекал все попытки непотизма. После его смерти даже в протестантской Англии писатель Х. Уолпол поставил ему памятник с надписью «Любимый папистами, уважаемый протестантами, клирик без хвастовства и алчности, князь без фаворитов, папа без непотов». См. также ПАПА РИМСКИЙ



 
PR-CY.ru