БЕНЕДИКТ XIV

БЕНЕДИКТ XIV (Просперо Лоренцо Ламбертини) – папа Римский с 17 августа 1740 г. по 3 мая 1758 г. Происходил из древнего дворянского рода. Сын небогатых родителей из Болоньи, он с 13-ти лет изучал риторику, философию и богословие в Коллегии св. Климента в Риме, а уже в 19 лет (в 1694 г.) получил степень доктора богословия, церковного и гражданского права. При папе Клименте XI (1700–1721 гг.) Просперо Ламбертини занимал должности в Римской курии: с 1701 г. – адвокат консистории, promotor fidei («адвокат диавола»), в 1708 г. стал руководителем отдела вероучения Конгрегации обрядов и консультантом Священной канцелярии, в 1712 г. был назначен каноником собора св. Петра, в 1718 г. – секретарём Конгрегации соборов, в 1722 г. – ректором римского университета Сапиенца. В 1727 г. Ламбертини был назначен архиепископом Анконы, в 1728 г. папа Бенедикт XIII (1724–1730 гг.) возвёл его в достоинство кардинала, а в апреле 1731 г. папа Климент XII (1730–1740 гг.) назначил архиепископом Болоньи. После смерти Климента XII состоялся самый долгий в истории папства конклав. Кардиналы, разделенные на несколько фракций, интриговали полгода, пока не остановились на компромиссной кандидатуре Ламбертини, который не был связан ни с какими знатными родами или королевскими дворами, был известен мягким и дружелюбным характером, а в узком кругу друзей даже слыл весельчаком. Просперо Ламбертини взял имя «авиньонского» французского антипапы Бенедикта XIV (в миру – Бернард Гарнье), возглавлявшего католическую церковь в 1425–1430 гг., в честь своего покровителя Бенедикта XIII. Бенедикту XIV приписываются слова, сказанные на конклаве: «Если вы хотите папу святого, выберите Готти, если папу-политика, возьмите Альдрованди, если же вы хотите видеть на престоле честного человека, выберите меня». Главной линией его понтификата стало признание ситуации, сложившейся в результате Реформации. В сфере внешней политики он отличался терпимостью к происходившим общественным процессам. Бенедикту XIV было свойственно чувство реальности, а также понимание духа времени, из-за чего ему удалось замедлить падение авторитета папства, устранить противоречия между папством и европейскими правителями. Отказавшись от некоторых правомочий и прерогатив Ватикана, папа подписал несколько конкордатов, носивших компромиссный характер. В 1741 г. Бенедикт XIV урегулировал спорные вопросы церковной юрисдикции с Неаполитанским и Сардинским королевствами, а также с Испанией (1753 г.), которые ценой умеренных уступок позволили ему достигнуть материальных выгод и укрепить позиции церкви (в этих странах был признан патронат короля над бенефициями), сумел также заключить выгодные для Ватикана конкордаты с Португалией и Савойей. В «войне за австрийское наследство» (1740–1748 гг.) папа придерживался строгого нейтралитета, несмотря на то, что воюющие стороны претендовали и на часть территорий Папской области. Во время Семилетней войны (1756–1763 гг.) между Пруссией и Австрией Бенедикт XIV впервые признал королём Пруссии протестанта Фридриха II (1712–1786 гг.) из династии Гоненцоллернов (до этого им мог стать только бранденбургский маркграф-католик), что значительно улучшило положение католиков в этой стране, особенно на территории аннексированной Пруссией Силезии. В 1741 г. буллой «Matrimonia, que...» папа признал законными смешанные браки, заключённые без учёта постановлений Тридентского собора (1545–1563 гг.) на территориях, где сосуществовали католические и протестантские конфессии, поддерживал ту часть либерально настроенных церковных деятелей, которые выступали против ордена иезуитов, открыто осуждал проводимые членами ордена торговые операции. Бенедикт XIV выступал и против тайных обществ (особенно масонов), в 1751 г. официально осудил масонство, а буллой «Providas» (1751 г.) подтвердил запрет на вступление католиков в масонские ложи и одобрил сокращение числа нерабочих религиозных праздников в Австрии и Тоскане. Наряду с этим он резко выступал и против янсенизма, подчёркивавшего испорченную природу человека вследствие первородного греха, а следовательно – предопределение и абсолютную необходимость для спасения божественной благодати (свободе выбора человеком убеждений и поступков янсенисты не придавали решающего значения). Бенедикт XIV решительно защищал чистоту учения католической церкви: буллой «Ex quo singulari» (1742 г.) запрещал обращённым в христианство туземцам в Индии и Китае совершать языческие обряды, убеждал миссионеров-иезуитов проповедовать веру в её чистоте, напоминая им о мученическом венце и о том, что обращения происходят благодаря Божьей благодати. Его булла «Omnium sollicitudinum» (1744 г.) рассматривала проблему адаптации католической веры к индийской культуре: Бенедикт XIV осудил в ней практику согласия с социальной структурой каст, проводимую иезуитами в Индии.

 



 
PR-CY.ru