Словарь по христианству Б БЕЛОВ Василий Иванович

БЕЛОВ Василий Иванович

БЕЛОВ Василий Иванович (1932–2012 гг.) – русский писатель, один из крупнейших представителей «деревенской прозы». Выходец из крестьянской среды русского Севера. Родился в деревне Тимониха (ныне Харовский район Вологодской области). Его отец погиб на войне, мать в одиночку растила детей (в своих воспоминаниях «Невозвратные годы» В.И. Белов подробно описывает всех деревенских родственников). После семи лет обучения в деревенской школе окончил ФЗО, где получил специальность слесаря 5-го разряда, освоил специальности моториста и электромонтёра. Армейскую службу в 1952–1955 гг. проходил в Ленинграде. В газете Ленинградского военного округа опубликовал первые стихи «На страже Родины», а затем поступил учиться в Литературный институт имени А.М. Горького. С 1964 г. постоянно жил в Вологде, не порывая связь с «малой родиной» – Тимонихой, в которой черпал материал для творчества, начиная с повести «Деревня Бердяйка» и книги стихов «Деревенька моя лесная» (обе – 1961 г.). Вслед за ними увидели свет книга рассказов «Знойное лето» (1963 г.) и «Речные излуки» (1964 г.). Публикация повести «Привычное дело» (1966 г.) об исконной красоте и целомудрии обыкновенного крестьянского мира принесла Белову широкую известность, утвердила за ним репутацию одного из родоначальников и лидеров «деревенской прозы». В этой повести, которая критикой была единодушно признана вершиной его творчества, национально-почвенная природа таланта Белова проявилась очевиднее всего. Герой повести Иван Африканович Дрынов стал своего рода символом русского крестьянства, подобно Матрене из повести «Матренин двор» Александра Исаевича Солженицына (1918–2008 гг.) или старухе Анне из повести «Последний срок» Валентина Григорьевича Распутина (род. в 1937 г.). Но В.И. Белов создаёт не «житие» человека-праведника. Строй повествования о жизни многодетной крестьянской семьи Дрыновых, о «круговерти» повседневных дел и забот, вписанных в круговорот времён года, в цикл сельскохозяйственных работ определяет эстетика обыденности. Писатель строит повествование в ракурсе восприятия Ивана Африкановича, трудолюбивого, совестливого и бесхитростного человека, чья жизнь растворена в «ладе» бытия, для которого всё происходящее с ним и вокруг – «привычное дело». Лишь однажды Иван Дрынов подаётся в город, «на чужбину», но эта измена заведённому порядку жизни заканчивается трагически – смертью его жены Катерины. Повествование, начатое в спокойных, даже несколько идиллических тонах, здесь достигает трагического накала. После перенесённой утраты самосознание героя обостряется: от повседневных дум и забот он переключается на размышления об общем порядке жизни и месте человека в мироздании. Но вывод, к которому приходит Иван Африканович, возвращает жизнь в привычное русло – русло бесконечного круговорота жизни. Последние страницы повести – напряжённый диалог героя с самим собой.

 



 
PR-CY.ru