БАМБЕРГСКИЙ СОБОР - Страница 3

Новые одинаковые шпили появились в 1766 г. Западные башни напоминают колокольни готического собора в северофранцузском городе Лан (Франция). Гладкая поверхность стен скромно украшена аркатурными поясками. Суровость крепостного облика храма несколько смягчается многочисленными окнами и нарядными порталами. Собор и его фасады украшает много выдающихся произведений средневекового искусства, в особенности – скульптуры. Центральный портал собора («Княжеский портал») обрамляют очень редкие для Германии той поры скульптурные работы, относящиеся к XII в., ещё довольно архаичные, поскольку расцвет скульптуры собора тогда только начинался. Они являются классикой немецкого средневекового искусства, широко известны. В них чувствуется французское влияние, но, тем не менее, местные мастера создали оригинальные произведения. Благодаря искусству средневековых мастеров скульптуры приобрели самостоятельное значение, и даже само здание собора выглядит сегодня для них просто футляром. Создание скульптурного убранства Бамбергского собора относится к первой трети XIII в. В ту пору в Бамберге появился приехавший из Реймса безымянный строитель и скульптор, возглавивший местную скульптурную мастерскую, в которой к тому времени уже работало несколько ярких художников. Под его руководством они исполнили основное скульптурное убранство собора, в частности, статуи «Портала Адама» («Адамовых врат») на западном фасаде. Здесь изображены император Генрих II, его жена Кунигунда, апостол Петр, а также нагие Адам и Ева. Это – первое изображение обнажённого человеческого тела в скульптуре Западной Европы. На фасадах храма есть монументальные статуи быков – символ труда. Установленный в центральной капелле резной деревянный Рождественский алтарь, превосходный по мастерству исполнения, композиции и рисунку, выполнен в 1520–1523 гг. знаменитым мастером Витом Ствошем, работавшим во многих городах Европы, в том числе в Бамберге и Кракове. Георгиевский хор собора украшают скульптурные фигуры спорящих апостолов и пророков – исключительный по силе и выразительности памятник средневекового европейского искусства. Среди других скульптур внутреннего убранства собора выделяются композиция «Мария и Елизавета», а также знаменитый «Бамбергский всадник» – большая фигура конного рыцаря, символизирующая воплощение мужества, рыцарской доблести и энергии. Статую Елизаветы впоследствии назвали «сивиллой» (пророчицей) – настолько её облик пронизан сумрачной внутренней энергией, такой характерной для древних пророков. «Бамбергский всадник» – наиболее загадочное произведение немецкого Средневековья. Исследователям до сих пор не ясно, кого, собственно, изображает эта монументальная скульптура (высказано десятки гипотез). Прообраз «Бамбергского всадника» искали среди тогдашних королей и императоров, его считали одним из трёх евангельских царей-волхвов, поклонившихся младенцу Иисусу в Вифлееме. Корона на голове всадника позволяет им говорить о том, что это мог быть царь. Однако его образ гораздо глубже и шире, чем изображение просто императора или короля, или даже евангельского царя-волхва. Он, скорее, напоминает героя средневекового рыцарского романа. Его смелый взгляд, устремленный вдаль, заставляет вспомнить странствующих рыцарей-правдоискателей, готовых отправиться на край света во имя добра и справедливости.



 
PR-CY.ru