БЕНЕДИКТ VIII

БЕНЕДИКТ VIII (Джованни, граф Тускулумский) – папа Римский с 18 мая 1012 г. по 7 апреля 1024 г. Согласно Liber pontificalis, второй сын графа Тускулумского Григория, брат папы Иоанна XIX (1024–1032 гг.), после смерти которого власть в Риме перешла к потомкам семейства Феодоры-Марозии, графам Тосканелли. Он был избран папой в период противостояния семейств Кресценциев и Тускуланов, будучи мирянином. После смерти папы Сергия IV (1009–1012 гг.) Кресценции избрали папой своего сторонника под именем Григория VI (1012 г.), а их противники – Теофилакта, графа Тусколо. Бенедикт летом 1012 г. использовал вооруженную силу для подавления сопротивления Кресценциев, но Григорий VI прогнал Бенедикта VIII и даже на некоторое время воцарился в Латеранском дворце. Однако Бенедикт VIII бежал в Германию, где получил поддержку короля Генриха II (1002–1024 гг.) – сторонника семейства Тосканелли, и Теофилакт был посвящен в папы под именем Бенедикта VIII. Генрих II изгнал Григория VI и в обмен на подтверждение прав Бамбергского епископства признал законным папой Бенедикта VIII. Григорий VI бежал, а король Генрих II по приглашению папы Бенедикта VIII посетил Рим и был коронован императором в соборе св. Петра (14 февраля 1014 г.), поклявшись быть защитником церкви (его брат Альбериго принял титул консула и герцога Рима). Но не успел Генрих II покинуть Рим, как в Тоскану вторглись арабы (сарацины). Бенедикт VIII сам возглавил защиту, разбил их в морском сражении у северных берегов Италии (причем понтифик лично принимал участие в сражении), пленив жену вождя, женщину поразительной красоты. Пленница возбудила в нём страсть, однако сарацинка отвергла притязания папы, за что он лично обезглавил её ударом сабли, не забыв при этом сорвать с неё драгоценности. Одним из главных успехов папы Бенедикта VIII было восстановление папской власти в Кампании и Тоскане и восстановление отношений с германским королевским домом. Он стремился сделать Рим политическим центром Италии, заключил союз с Пизой и Генуей, освободил Сардинию (1016 г.). Вступив в союз с норманнами, Бенедикт VIII поддерживал восстания на юге Италии, направленные против византийского господства (1017–1018 гг.). Когда византийцы разбили восставших, папа отправился в Германию, надеясь получить помощь императора. В Бамберге Бенедикт VIII освятил собор св. Стефана, посетил бенедиктинское аббатство Фульда и получил от императора грамоту, подтверждающую пожертвования папскому престолу, сделанные Карлом Великим и Оттоном I. Папа просил императора послать войска на юг Италии, чтобы остановить византийскую экспансию, и Генрих II после подтверждения так называемой Оттоновой привилегии (Privilegium Ottonianum) о передаче императором Оттоном I Бамбергского епископства под непосредственную власть папского престола на Соборе в Бамберге (1020 г.) пообещал предоставить военную помощь. Там же были вновь приняты постановления против симонии (коррупции среди духовенства) и конкубината (сожительства мужчины и женщины без заключения брака). Ещё на Соборе в Риме, последовавшем за коронацией, Бенедикт VIII по просьбе Генриха II включил в римскую литургию молитву «Credo» («Верую») – обязательное возглашение Символа веры (включая filioque) – в соответствии с текстом, употреблявшимся во франкской и германской церквах, что раньше не было общепринятой практикой в Риме. Слово «филиокве» подчеркивает веру в то, что Святой Дух исходит как от Бога-Отца, так и от Бога-Сына (в Восточной церкви это добавление было признано еретическим и не согласующимся с первоначальной традицией христианской веры). Затем папа и император созвали Собор в Равенне (1014 г.), на котором был установлен минимальный возраст для вступления в монашество, и приняты законы против симонии и других злоупотреблений. В 1022 г. Бенедикт VIII созвал Собор в Павии, на котором была поддержана Клюнийская реформа, вновь осуждены распущенность священников и симония. Экспедиция Генриха II и Бенедикта VIII в Южную Италию (1022 г.) не принесла значительных результатов, но позволила им продолжить реформы. Понтификат Бенедикта VIII, обладавшего большим влиянием, чем его предшественники, способствовал укреплению папской власти в Италии, однако робкая попытка ввести целибат (обет безбрачия) для священников не встретила понимания. См. также ПАПА РИМСКИЙ.

 
PR-CY.ru