БЕЛЬГИЙСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ

БЕЛЬГИЙСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ – вероучительный документ реформатских церквей. Было написано в 1561 г. в Дорнейке (Турне) Гвидо де Бре при содействии А. Саравиа и капеллана правителя Нидерландов Вильгельма Оранского (1650–1702 гг.) Г. Модеда (Модетуса). Турне изначально был французским городом, однако ко времени написания Бельгийского исповедания веры он принадлежал Нидерландам, которые, в, свою очередь, входили в состав Габсбургской империи. Движение Реформации проявилось в Турне очень рано. Например, первый мученик, который являлся лютеранином, был казнен в этом городе еще в 1528 г. Позднее в Турне работал реформатский пастор Пьер Брульи, который был казнен в 1545 г. Исследователи отмечают, что кальвинистское движение широко распространилось в этом городе в период между 1550 и 1560 гг., однако инквизиция тоже не заставила себя долго ждать. Во время преследований, организованных Римско-католической церковью, были убиты несколько протестантов. Тем не менее, Реформатская церковь продолжала возрастать. По всей видимости, к тому времени уже половина жителей города с симпатией относились к движению Реформации, однако успех его распространения не объясняется только религиозными причинами. Люди становились под знамена Реформации, выражая таким образом протест против ненавистного правления Габсбургов. Многие члены реформатских церквей подвергли своих служителей острой критике. Во время проведения католических празднеств в сентябре 1561 г. реформаты организовали шествие по ночным улицам Турне, во время которого пели псалмы под окнами домов руководителей города, являвшихся католиками. Так протестанты выражали свое несогласие с религиозным и политическим давлением со стороны имперских представителей. Многие были готовы с оружием в руках сражаться за свою свободу и независимость. Гвидо де Бре и его коллеги были против такой явной провокации. Они опасались, что реформатов станут отождествлять с анабаптистами, которые отрицали любую земную власть. Реакция властей на это шествие была незамедлительной: была создана особая государственная комиссия, которая приступила к рассмотрению дела «поющих» (chanteries) мятежников. Именно в такой исторической обстановке Гвидо де Бре писал свое Исповедание веры. Конечно, составляя его, он пользовался работами французского теолога, основателя кальвинизма Жана Кальвина (1509–1564 гг.) и других реформатских богословов. Особенное внимание он уделил Французскому (так называемому Галликанскому) исповеданию веры (1559 г.), которое было написано Жаном Кальвином двумя годами раньше. Поэтому Бельгийское исповедание было составлено в том же порядке. Прежде чем опубликовать свое Исповедание веры, Гвидо де Бре попросил своих коллег-богословов проверить эту работу и высказать своё мнение. Копия его первого издания была предоставлена властям весьма интересным способом: 1 ноября 1561 г. в ночное время эта книга была переброшена через крепостную стену в город, где и была найдена на следующее утро. К ней было приложено «обращение к властям», в котором требовалось прекратить преследования граждан, которые не занимались революционной деятельностью, но только хотели жить, подчиняясь Евангелию и земным властям. Гвидо де Бре прикрепил к городским воротам также вторую копию, пытаясь объяснить властям, что реформаты не являются революционерами, как анабаптисты. Впоследствии к Исповеданию веры Гвидо де Бре добавил второе письмо, адресованное испанскому королю Филиппу II (1527–1598 гг.), в котором реформаты просили его провести собственное расследование на основании предоставленного Исповедания веры. В своем письме королю он писал: «Они утверждают, что мы являемся неверными мятежниками, которые только и помышляют, как бы ниспровергнуть все правительства, ввергнуть мир в пучину беззакония. Они утверждают, будто мы желаем не только избавиться от Вашей власти, но и вырвать скипетр власти из Ваших рук. О, столь немыслимые преступления не соответствуют нашему Исповеданию веры. Мы считаем, что такие преступления не должен совершать ни христианин, ни какой-либо другой человек».

 



 
PR-CY.ru