БЕНГЕЛЬ Иоганн Альбрехт

БЕНГЕЛЬ Иоганн Альбрехт (1687–1751 гг.) – немецкий лютеранский богослов-библеист и теолог, один из основоположников текстологии Нового Завета, один из основоположников библейской текстуальной критики и палеографии Нового времени. Как протестант Бенгель исходил из мысли, что святость Писания вытекает из него самого. Хотя его критические труды и вызывали недоверие у многих протестантов и католиков, он искренне верил, что в Библии людям дано Слово Божье. Он первым высказал мысль, что текстуальные разночтения не затрагивают вероучительного содержания Библии. В начале XVIII в. Бенгель впервые начал развивать методологию текстологического исследования, предприняв попытку сгруппировать рукописи Нового Завета. Он выделил две большие группы («народы») рукописей: «азиатскую» (включающую рукописи более позднего времени, происходившие из Константинополя и близлежащих районов) и «африканскую» (в которую вошли рукописи двух подгрупп, представленных Александрийским кодексом и старолатинским текстом). Именно этот аспект исследований Бенгеля получил развитие в трудах его последователей, разрабатывавших концепции учёного в XVIII и XIX вв. Бенгель родился в Вюртенберге. Отец учёного умер в 1693 г., и его обучал друг, учитель одной из гимназий Штутгарта. В 1703 г. Бенгель покинул Штутгарт и поступил в Тюбингенский университет студентом лютеранской богословской семинарии. Свободное время он посвящал внимательному изучению трудов древнегреческого философа и педагога Аристотеля (384–322 гг. до н.э.), голландского философа-пантеиста, одного из основоположников историко-литературной библейской критики Бенедикта Спинозы (1632–1677 гг.), а также богословских работ немецкого лютеранского богослова, основателя пиетизма (течения, стремившегося к внутреннему обновлению и углубления религиозной жизни) Филиппа Шпенера (1635–1705 гг.), немецкого лютеранского богослова и религиозного писателя Иоганна Арндта (1555–1621 гг.) и знаменитого немецкого богослова и педагога Августа Франке (1663–1727 гг.). Бенгель настолько хорошо знал метафизику Бенедикта Спинозы, что один из профессоров выбрал его для подготовки материалов трактата «De Spinosismo», который позднее был опубликован. После окончания университета Бенгель посвятил себя богословию. Он был близок к кругам немецких пиетистов, стремившихся возродить духовную жизнь лютеранства. Знакомясь с методами изучения Библии, Бенгель не считался с конфессиональными границами. Уже в это время его мучили религиозные сомнения. В свете позднейших работ исследователей заинтересовало то, что одной из причин его сомнений была сложность с выбором первоначального чтения в некоторых вариантах греческого Нового Завета. В 1707 г. Бенгель был рукоположен и назначен на приход в Метцингене, но уже в следующем году был вызван в Тюбинген, чтобы занять должность учителя богословия. Здесь он оставался до 1713 г., когда был назначен главой семинарии, открытой в Денкендорфе в качестве подготовительной школы богословского факультета. Двадцать восемь лет он был начальником (Klosterpraeceptor) этой монастырской школы, устроенной в бывшем монастыре каноников ордена Гроба Господня. Перед вступлением в свою новую должность Бенгель путешествовал по Германии, объехав большую часть страны, изучая различные образовательные системы и посещая как иезуитские, так и лютеранские и реформатские семинарии, был в Хайдельберге и Галле. В Хайдельберге его внимание привлёк труд Герхарда фон Маастрихта, посвященный критике библейского канона, а в Галле – работа «Anacrisis ad Apocalypsin» Кампеиуса Витринга (в некоторых работах Бенгеля говорится о влиянии, которое эти работы оказали на его богословие). Основные работы Бенгель написал в денкендорфский период педагогической деятельности. В 1741 г. он был назначен «прелатом» (Генеральным суперинтендантом) в Хербрехтинген (Баден-Вюртемберг), где оставался до 1749 г., когда получил должность советника консистории и прелата в Альпирсбах, с резиденцией в Штутгарте.

 



 
PR-CY.ru