Словарь по христианству Б БЕЛЫЙ КЛОБУК

БЕЛЫЙ КЛОБУК

БЕЛЫЙ КЛОБУК (от тюрк. колпак–шапка) – принадлежность облачения митрополита и патриарха, надеваемая на голову. В поместных православных церквах существуют различные традиции ношения патриарших клобуков. В Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской церквах патриархи, как и все архиереи, носят простой черный клобук, такой же, как и все монашествующие. В Русской церкви предстоятель носит отличный от прочих архиереев сферический белый клобук. В Грузинской церкви католикос-патриарх также носит сферический клобук (сходный с клобуком патриарха Московского и всея Руси), однако черный и без креста на маковце. Патриархи Сербской, Румынской и Болгарской церквей, в свою очередь, носят белые клобуки, подобные тем, которые носят митрополиты Русской православной церкви. Патриарший клобук (куколь) имеет ряд отличий: форма – в виде сферического колпака, на маковце (вершине) есть крест, все стороны украшены иконами, на концах куколя золотом вышиты серафимы. Митрополит носит белый клобук с крестом. Первым архиереем, удостоившимся чести ношения белого клобука, был архиепископ Новгородский и Псковский Василий (1329–1352 гг.), которому константинопольский патриарх прислал кресчатые ризы и белый клобук. Уложение о праве московского митрополита носить белый клобук принял в 1564 г. Московский поместный собор. Московские патриархи стали носить белый клобук после установления в России в 1589 г. патриаршества. Белый клобук новгородского архиепископа является предметом особой русско-византийской легенды. Подобно повести о Вавилонском царстве, где образно представлена передача светской власти из Вавилона в Царьград и оттуда к русскому князю, в этой легенде рассказывается о передаче символа духовной власти из Рима в Константинополь, затем в Новгород. Легенда повествует, что царю Константину (323–337 гг.) явились во сне апостолы Петр и Павел и показали ему форму, по которой должен быть сшит белый клобук папе в знак его церковного главенства. Константин велел сшить клобук и возложил его на голову папе Сильвестру (314–335 гг.), после чего, не желая царствовать в том же месте, где правит наместник Божий, он перенес свою столицу из Рима в Константинополь. Преемники Сильвестра забыли благочестивую жизнь и не почитали клобука, за что должны были этот символ своей власти переслать в Константинополь. Но тогда патриарху является в ночном сидении светлый юноша и велит отправить клобук в Великий Новгород, «и да будет там носим на главе Василия архиепископа». С тех пор «утвердися белый клобук на главах святых архиепископ Великого Новгорода». Конечно, повесть была сложена в Константинополе. Её окончание, говорящее о перенесении клобука на Русь, сочинено русскими и приписывается Дмитрию Толмачу. Имя новгородского архиепископа Василия, действительно занимавшего кафедру с 1330 по 1352 гг., позволяет исследователям отнести русскую редакцию ко второй половине XIV в. В 1667 г. эту легенду осудил Большой Московский собор как «лживую и неправую» и написанную Дмитрием Толмачом «от ветра главы своея». См. также КЛОБУК

 
PR-CY.ru