БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО - Страница 3

Но при посещениях церквей епископом или благочинным выявленные ими недостатки могли привести к наказанию духовных лиц, вплоть до отстранения от должности. До 1860 гг. духовенство составляло сословие, основанное на наследственности состояния. Однако если сын духового лица не имел образования и не мог быть включен в штат, ему грозила вероятность попасть в солдаты. Священники и дьяконы должны были жениться до вступления в сан. При вторичной женитьбе овдовевший священник вынужден был оставлять свою должность и переходить в причетники. Добровольный выход из духовного сословия без согласования со светской и духовной администрацией мог лишить образованного человека надежного заработка, поскольку его в течение нескольких лет не принимали на штатскую службу. При богослужениях члены клира носили специальные, часто богато украшенные облачения, но в свободное от службы время им рекомендовалось одеваться скромно, носить одежды преимущественно черного или белого цветов. Духовенству запрещалось пить много вина, участвовать в танцах или смотреть на них, играть в азартные игры, ходить в театр. В члены клира допускались только грамотные, и даже причетники должны были знать основные правила богослужения и свои обязанности в нем. Священнику полагалось иметь семинарское образование, дьякону – окончить духовное училище или проучиться некоторое время в семинарии. Но так как образованного духовенства было мало, часть священнослужителей и в первой половине XIX в. получала должность с учетом длительности службы причетником, а также курсов подготовки для занятия места дьякона или священника. В нравственном отношении состав духовенства был весьма различным. Среди его членов были люди, пользовавшиеся огромным уважением за свои человеческие качества, и те, кто не соответствовал предъявлявшимся к этому сословию требованиям. Имена некоторых лиц, выделявшихся своим благочестием и преданностью вере, назывались в разделе о подвижниках православия. Число нарушений по сравнению с общим количеством причта невелико, и хотя исследователи предполагают, что далеко не каждый подобный факт становился предметом разбирательства консистории, можно сделать вывод, что большинство духовных лиц не отступали существенно от норм поведения этого сословия. Вероятно, самым частым пороком местного духовенства была склонность к алкоголю. В различных воспоминаниях встречаются указания на то, что в духовенстве «пьянство было поголовным, и редким феноменом был человек, который бы не пил или пил не до безобразия». В частности, декабрист П.А. Муханов утверждал, что сибирское духовенство сильно различествует «в образованности и нравственности с духовенством русских губерний» и что церковнослужители «столько же мало служат орудием распространения просвещения, как и нравственности». Наказания за все эти проступки были разными: выговор, пребывание (от нескольких недель до двух лет) в монастырях или архиерейском доме, штрафы, епитимья (определенное число земных поклонов), перевод на низшую должность или запрещение служить. И хотя следует признать, что значительная часть духовенства была далека от идеала, но в целом поведение местного причта не вызывало серьезных протестов со стороны паствы.



 
PR-CY.ru