Словарь по христианству Б БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО

БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО

БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО – расхожее в русском православии обозначение женатых пресвитеров и дьяконов, обычно служащих в приходах. Белое духовенство состояло из лиц, обеспечивавших церковное богослужение, ведение метрических книг, исполнение духовных треб по просьбе паствы. Совокупность лиц, обслуживавших церковный приход, называлась причтом или клиром. Священники (иереи) совершали все церковные службы и таинства, кроме поставления в священники, освящения антиминса и миро. Они также должны были наблюдать за нравственностью прихожан. Наиболее авторитетным священникам давалось звание протоиерея, т.е. главного иерея. К числу священнослужителей относились также дьяконы, помогавшие священнику выполнять его функции. В их распоряжении находились церковные сосуды, облачения, книги. Они приходили в церковь раньше священника и готовили все необходимое для богослужения. Дьякон также мог вести церковную документацию, составляя книги церковного учета. Дьяконы соборов именовались протодьяконами. К церковнослужителям относились дьячки (псаломщики), которые читали и пели во время церковной службы и при совершении треб вне храма. Пономари звонили в колокола, зажигали свечи в церкви, помогали псаломщикам при чтении и пении. Церковнослужителей называли также причетниками. К ним причислялись и просвирни (просфирни), женщины, которые пекли просвиры, маленькие белые пресные хлебцы, употреблявшиеся при таинстве причащения. Эти клирики именовались «белыми» в противовес «чернецам» – монахам. На преобладающий цвет одежды приходского духовенства слово «белое» никак не указывает, поскольку и белому духовенству (исключая разве что жаркий летний период) положено было носить рясы чёрные или же холодных тёмных тонов. По штатам приходского духовенства, утвержденным в 1842 г., все приходы разделялись на семь классов в зависимости от числа прихожан. К первому классу относились приходы с числом паствы в 2–3 тысячи. В них полагался 7-членный причт: два священника, дьякон, два дьячка, пономарь и просвирня. Количеству прихожан от 400 до 1500 соответствовал 4-членный причт (священник, дьякон, дьячок и просвирня), меньшему числу – 2-членный (священник и дьячок). В первой половине XIX в. правовое положение духовенства в целом улучшилась, священнослужители стали привилегированным сословием. В начале XIX в. духовенство освободили от личных податей и повинностей. От телесных наказаний в 1801 г. были избавлены только священники и дьяконы, в 1808 г. это же было сделано в отношении их жен, а в 1830 гг. и их детей. В 1804 г. лицам духовного звания было разрешено покупать ненаселенные земли. К середине XIX в. в городах, особенно крупных, почти все духовенство было обеспеченным, доходы священников приблизительно сопоставимы с жалованием чиновников, занимавших должности городничего, уездного судьи, казначея, землемера. В храмах, принадлежащих небольшим или слабонаселенным местностям, доходы священника находились примерно на уровне богатых крестьян, а причетников – средних или даже бедных. Но в целом духовенство жило богаче, чем большинство прихожан. Вместе с тем, ему приходилось взимать с паствы плату за требы, чем создавалось явное противоречие между проповедями о служении Богу, братском отношении между людьми и практикой требования от прихожан материальных благ, без которых служители церкви прожить не могли.

 



 
PR-CY.ru