БЕЛОВОДСКАЯ ИЕРАРХИЯ

БЕЛОВОДСКАЯ ИЕРАРХИЯ – православная иерархия, находившаяся, по бытовавшим среди части старообрядцев представлениям, в мифической стране Беловодье. Предполагалось, что эта страна располагается где-то на Дальнем Востоке, в «Опоньском царстве» (Японии) или в горах Тибета. Во второй половине XVIII в. в раскольнических общинах читалось рукописное путешествие беспоповщинского инока Марка из топозерского скита Архангельской губернии. В рукописи рассказывалось, как ходил этот старец в Сибирь, добрался до Китая, перешел степь Гоби и дошел до Японии – до «Опоньского государства», что стоит на океан-море, называемом «Беловодие». Марк искал «с великим старанием православного священства» и обрёл его в Японии: видел там 179 церквей «асирского языка» и до сорока русских церквей. В рукописи говорилось, что в Беловодье якобы сохранилось неповреждённое никоновскими реформами древлеправославное благочестие и трёхчинная иерархия во главе с патриархом. Сообщалось также, что тамошние христиане имеют «православного» патриарха антиохийского поставления и четырех митрополитов: у русских митрополит и епископы также «асирского поставления»; что россияне удалились сюда во время «изменения благочестия», и приходящих из России христиан там принимают первым чином. Как бы нелепы ни были выдумки автора «маршрута», раскольники (чтобы успокоить свою совесть) верили им, тем более что они подогревались неоднократными заверениями последующего времени. Слепая вера старообрядцев в существование «опоньского» патриарха не могла не натолкнуть искателей наживы на мысль о возможности извлечь выгоду из людского невежества. И действительно, в XVIII и XIX вв. были случаи, когда разные проходимцы назывались попами, ходившими за посвящением в «опоньское» царство, показывали мнимые ставленые грамоты от несуществующих архиереев и собирали деньги со старообрядцев за исполнение треб. В 1840 гг. многие из жителей Бухтарминского края бежали в китайские пределы для поселения в загадочном Беловодье, а в 1807 г. о беловодских старообрядческих епископах подавал в министерство записку поселянин Томской губернии Бобылев. Старообрядцами неоднократно предпринимались попытки найти эту страну (вплоть до конца XVIII в.). Легенда о Беловодской иерархии была распространена как среди поповцев, так и среди беспоповцев, что подтверждает признание последними необходимости вынужденно утраченного ими института духовенства для полноты церковного устройства. Отчасти в связи с восстановлением трёхчинной иерархии у поповцев, отчасти благодаря развитию географических знаний популярность легенды о Беловодской иерархии постепенно сошла на нет. Лит.: «Новоизобретенная иерархия у раскольников» / «Церковные ведомости», 1889, № 24; Никифоровский Ив. «К материалам для характеристики современного раскола» / «Христианское чтение», 1890, ч. II; Никифоровский Ив. «К истории «Славяно-беловодской иерархии». Самара, 1891; «Братское слово», 1890, ч. II, стр. 651–655; «Новоизмышленная раскольническая Славяно-беловодская иерархия» / «Церковные ведомости», 1892, № 26; «Братское слово», 1893, ч. I, 806–811; Смирнов П.С. «История русского раскола старообрядства». СПб., 1895; Александров Д., свящ. К истории «Славяно-беловодской иерархии» / «Миссионерское обозрение», 1899.

 
PR-CY.ru