Словарь по христианству Б БЕЛЛИНИ Якопо

БЕЛЛИНИ Якопо

БЕЛЛИНИ Якопо (около 1400 – около 1470 гг.) – итальянский живописец, рисовальщик, основоположник Раннего Возрождения в Венеции, ученик Джентиле да Фабриано (1370–1427 гг.), отец венецианских живописцев Джентиле (1429–1507 гг.) и Джованни Беллини (1430–1516 гг.); художник Андреа Мантенья (1431–1506 гг.) был женат на его дочери. Он оказал значительное воздействие на творчество сыновей Джованни и Джентиле, ставших ведущими венецианскими живописцами второй половины XV в., а также на Витторе Карпаччо (1455/1465–1526 гг.). Ведущая роль в формировании ренессансного искусства в Венеции принадлежит именно семье Якопо Беллини. Он работал также в Падуе, Вероне, Ферраре, однако сведения некоторых источников о его работе во Флоренции и Риме совместно с Джентиле да Фабриано исследователи считают недостаточно достоверными. Якопо Беллини начинал свой творческий путь в годы, когда венецианская живописная школа, сохранившая связь с византийско-готическими традициями, была одной из самых консервативных в Италии. Поэтому в своих живописных произведениях он ещё архаичен, однако оставленные им альбомы рисунков (Лувр, Париж, и Британский музей, Лондон) свидетельствует о большом интересе к перспективе и изображению человеческого тела. Он стал первым реформатором венецианской живописи, утвердив в ней ряд новых эстетических принципов Раннего Возрождения, а его новые начинания получили развитие в творчестве сыновей – Джентиле и Джованни, которые испытали также значительное влияние Андреа Мантеньи и приехавшего в 1475 г. из Южной Италии Антонелло да Мессина (1430–1479 гг.). Несомненное значение для формирования Якопо Беллини как художника имело знакомство с творчеством ведущих мастеров флорентийского Раннего Возрождения – Паоло Уччелло (1397–1475 гг.), Андреа дель Кастаньо (1423–1457 гг.), великого флорентийского скульптора Донателло (1386–1466 гг.), а также контакты с одним из выдающихся художников эпохи Возрождения Антонио Пизанелло (1392/1395–1456 гг.). Возможно также его знакомство с крупнейшим теоретиком искусства Раннего Возрождения Леоном Баттистой Альберти (1404–1472 гг.). В то же время, развивая в своем творчестве ведущие художественные идеи Раннего Возрождения, Якопо Беллини находит их специфическое решение, тесно связанное с культурным и общественным климатом Венеции, её историческими и культурными традициями. Основную часть его творческого наследия составляют два альбома рисунков большого формата, содержащие около 230 работ. Вопрос об их датировке для исследователей является спорным. По-видимому, работа над ними могла быть начата во второй половине 1440 гг. и завершена в середине или второй половине 1450 гг. Рисунки лондонского альбома, выполненные свинцовым штифтом, скорее всего, предшествуют парижским. Среди парижских преобладают листы, проработанные пером с почти ювелирной тонкостью и отличающиеся большей зрелостью стиля. Значительная часть их – многофигурные сцены на темы из Священного Писания, в которых художник дал своим венецианским современникам примеры принципиально новых решений. Его интересы сосредоточены на трех проблемах: разработке принципов перспективного построения пространства, создании новой модели сложной многофигурной композиции и новых типов зданий. Эти проблемы были также в центре внимания крупнейшего теоретика итальянского искусства Леона Баттисты Альберти. Исследователям не известно, был ли Якопо Беллини знаком с его трудами, но он нашел самобытное, близкое к духу венецианской культуры их решение. Главным мотивом, организующим композицию, у него становятся огромные, заполняющие почти всю поверхность листа порталы зданий или арок, в пролетах которых открывается глубокое пространство, построенное по правилам перспективы. Необычная растянутость в глубину этого пространства, отличающая перспективу Якопо Беллини от перспективы Леона Баттисты Альберти, позволяет ему развертывать действие не только на первом, но и на заднем плане, вовлекать в действие не только персонажи Священного Писания, но и многочисленных зрителей, ввести в повествование эпизоды из современной жизни. В его графическом наследии необычно большое место занимает также светская тематика – рыцарские и мифологические сцены, наброски сельских сцен, наконец, архитектура, которая является в этих рисунках не только фоном действия, но и самостоятельным художественным объектом. Разработанные Якопо Беллини варианты огромного, сложного по своей структуре дворца, базилики, арки, центрического храма, в которых живописность и декоративное великолепие венецианской поздней готики сочетаются с классическими элементами и новыми архитектурными идеями, намного опередили реальное развитие венецианской архитектуры. Однако его живописное наследие дошло до нас очень фрагментарно. Аналогии немногим сохранившимся живописным работам («Мадонна с Младенцем», Ловере, Музей Тадини; «Св. Иероним», Верона, Музей Кастельвеккио; «Распятие», Венеция, Музей Коррер) есть в его рисунках. Лит.: Смирнова И.А. Якопо Беллини и начало Возрождения в Венеции. М., 1994.

 
PR-CY.ru