БЕКЕТ Томас - Страница 5

Папа также осуществлял вселенскую юрисдикцию в качестве судьи первой инстанции: истец мог добиться выдачи специального предписания из папской курии, по которому дело разбиралось на месте папским легатом. Это было в порядке вещей по делам, связанным с большими денежными суммами, а также в тех случаях, когда стороны проживали в разных архиепископствах; ведь любая из крупных стран Запада включала более одной церковной юрисдикции (например, решение Йоркского архиепископа нельзя было обжаловать в суде архиепископа Кентерберийского и наоборот). В то же время светские суды оспаривали юрисдикционные притязания церкви, причем часто очень успешно. Кроме того, если даже отвлечься от понятий и теории, существовали и вопросы власти. Церковь, не имевшая собственной армии, при проведении в жизнь своих мероприятий против инакомыслящих опиралась на светские власти. Папы и архиепископы также обычно не назначались на должности без светской поддержки. Однако церковь обладала мощным, хотя и невооружённым, политическим отрядом – духовенством, а оно могло привести в действие очень сильнодействующие средства, включая отлучение и интердикт (временное запрещение всех церковных действий и треб). В 1208 г. папа Иннокентий III (1198–1216 гг.) наложил интердикт на всю Англию и отлучил от церкви короля Иоанна Безземельного (1199–1216 гг.), пригрозив низложить его и отдать корону французскому королю Филиппу II Августу (1180–1223 гг.). Причиной был отказ Иоанна признать в качестве Кентерберийского архиепископа папского назначенца. В результате церкви были закрыты годами, а в 1215 г. король Иоанн провозгласил в Великой хартии вольностей, что «Английская церковь да будет свободна», что означало свободу церкви под руководством папского престола от контроля королей и баронов. При наличии острого соперничества между двумя властями все, вероятно, желали его юридического разрешения особенно потому, что обе враждующие стороны высоко ценили роль права в разрешении конфликтов, да и сам конфликт носил правовой характер, поскольку разгорался по поводу юрисдикции. Бекет, судя по всему, не подписал вопроса о светской подсудности духовенства за менее тяжкие преступления (не фелония) и гражданские правонарушения (во всяком случае, в Англии духовенство осталось по этим делам под светской юрисдикцией). Но сначала была сделана попытка ограничения церковной юрисдикции под флагом восстановления господствовавших прежде обычаев. Исследователи склонны думать, что тут имеет место не столько попытка воскресить старые порядки, сколько их переработка, имея в виду усиление компетенции государства. Томас Бекет в споре с Генрихом II часто использовал цитату раннехристианского апологета Тертуллиана (около 155 – около 220 гг.) и св. Киприана Карфагенского (около 200 – 258 гг.): «Христос сказал: «Я есмь истина». Он не говорил: «Я есмь обычай»», которая обладала особой силой в то время, когда почти всё господствующее право было обычным правом.  Противостояние, начавшееся между королём и архиепископом, разделило Англию на два лагеря, в борьбу втянулись зарубежные друзья и враги (короли Франции, Германии, Италии и папа Александр III). Генрих II издал ряд документов против церкви, Бекет жаловался папе Александру III (1159–1181 гг.), но папа, втянутый в конфронтацию с германским императором, выжидал. Томас Бекет, не находивший поддержки в самой церкви (епископы боялись короля и недолюбливали архиепископа, а папа, находившийся в политических затруднениях, не желал ссориться с английским королём), после долгих колебаний под сильным давлением согласился принять знаменитые Кларендонские постановления (январь 1164 г.), которые ещё больше ущемляли права духовенства. Эти законодательные акты имели целью зафиксировать шестнадцать «обычаев, свобод и привилегий» Генриха I Учёного, в своё время признанных ведущими духовными лицами и аристократами. В целом они были направлены на то, чтобы многие дела рассматривались не в церковном суде, как это вошло в обычай во время правления Стефана, а входили в королевскую юрисдикцию.

 



 
PR-CY.ru