Словарь по христианству Б БЕЙЛЬ Пьер

БЕЙЛЬ Пьер

БЕЙЛЬ Пьер (1647–1706 гг.) – один из влиятельнейших французских мыслителей, философский и богословский критик, автор получившего широкую известность «Исторического и критического словаря» («Dictionnaire historique et critique»; 1697 г.). Родился в Карлате, в графстве Фуа в Лангедоке. Первоначальное образование получил под руководством отца, реформатского пастора, затем посещал школу в Пьюи-Лоране, где чрезмерными занятиями подорвал свое здоровье. Отосланный по совету врача в деревню к одному родственнику, он нашел там довольно богатую библиотеку и с обычной страстью предался чтению. Особенно серьезно он занялся изучением французского философа и писателя Мишеля Монтеня (1533–1592 гг.), который оказал заметное влияние на направление его ума и на характер будущих занятий. Позже П. Бейль стал изучать философию у иезуитов в Тулузе. Доводы его учителей, в особенности дружеские беседы с одним католическим священником, жившим рядом с ним, поселили в нем сомнения насчет правоверности протестантизма, и он решил переменить религию. Его приверженность к католицизму дошла до того, что он пытался даже обратить своего старшего брата, бывшего тогда уже пастором в родном городе. Но это увлечение продолжалось недолго, и благодаря стараниям семейства П. Бейль в скором времени снова вернулся в лоно реформатской церкви. Чтобы спастись от грозившего ему отлучения, он переселился в Женеву и оттуда в Коппет, где познакомился с философией французского мыслителя, математика, физика и физиолога Рене Декарта (Картезия; 1596–1650 гг.), ставшего с тех пор его любимым автором. Но, не имея средств к существованию, П. Бейль через несколько лет снова вернулся во Францию, жил сначала в Руане, потом в Париже, перебиваясь кое-как частными уроками, и, наконец, в 1675 г. получил кафедру философии в Седанской академии, которую с честью занимал вплоть до её закрытия в 1681 г. Уже в эту эпоху жизни ему представился случай выступить публично защитником философских идей против господствовавших тогда религиозных предрассудков. Герцог Люксембургский был обвинен народной молвой в сношениях с нечистой силой и предстал перед государственным судом. П. Бейль выпустил в его защиту анонимный памфлет, в котором отверг обвинения остроумными и неотразимыми аргументами. Когда король Людовик XIV (1643–1715 гг.), уже окончательно решивший отменить Нантский эдикт 1598 г., даровавший французским протестантам-гугенотам вероисповедные права, закрыл ненавистную ему Седанскую академию вопреки торжественному обязательству, данному на этот счет герцогу Бульонскому при уступке герцогства Франции, П. Бейль был приглашен на кафедру философии в Роттердам. Здесь он закончил свое сочинение «Pensées divirses sur la comète» («Обдуманные диверсии на комете»), в котором старался рассеять суеверный страх, вызванный в народе появлением кометы 1680 г. Это глубокое сочинение, трактующее о разнообразных предметах метафизики, этики, богословия, истории и политики, было всюду встречено с восторгом, но больше всего во Франции, где оно было запрещено государственной властью. Вскоре П. Бейль вступил в полемику иного рода. Некий Маймбург, иезуит и историк, напечатал историю кальвинизма, где самыми черными красками изобразил Реформацию и реформатов. П. Бейль решился ответить ему и менее чем за 15 дней составил брошюру под названием «Critique générale de l'histoire du Calvinisme de Maimburg» («Общая критика истории кальвинизма Маймбурга»), обратившую на себя всеобщее внимание и с уважением упоминаемую даже самим Маймбургом. Во Франции брошюра была всенародно сожжена, но от этого, разумеется, спрос на нее еще больше возрос, так что за несколько недель она выдержала три издания.

 



 
PR-CY.ru