БЕЙЛЬ Пьер
БЕЙЛЬ Пьер (1647–1706 гг.) – один из влиятельнейших французских мыслителей, философский и богословский критик, автор получившего широкую известность «Исторического и критического словаря» («Dictionnaire historique et critique»; 1697 г.). Родился в Карлате, в графстве Фуа в Лангедоке. Первоначальное образование получил под руководством отца, реформатского пастора, затем посещал школу в Пьюи-Лоране, где чрезмерными занятиями подорвал свое здоровье. Отосланный по совету врача в деревню к одному родственнику, он нашел там довольно богатую библиотеку и с обычной страстью предался чтению. Особенно серьезно он занялся изучением французского философа и писателя Мишеля Монтеня (1533–1592 гг.), который оказал заметное влияние на направление его ума и на характер будущих занятий. Позже П. Бейль стал изучать философию у иезуитов в Тулузе. Доводы его учителей, в особенности дружеские беседы с одним католическим священником, жившим рядом с ним, поселили в нем сомнения насчет правоверности протестантизма, и он решил переменить религию. Его приверженность к католицизму дошла до того, что он пытался даже обратить своего старшего брата, бывшего тогда уже пастором в родном городе. Но это увлечение продолжалось недолго, и благодаря стараниям семейства П. Бейль в скором времени снова вернулся в лоно реформатской церкви. Чтобы спастись от грозившего ему отлучения, он переселился в Женеву и оттуда в Коппет, где познакомился с философией французского мыслителя, математика, физика и физиолога Рене Декарта (Картезия; 1596–1650 гг.), ставшего с тех пор его любимым автором. Но, не имея средств к существованию, П. Бейль через несколько лет снова вернулся во Францию, жил сначала в Руане, потом в Париже, перебиваясь кое-как частными уроками, и, наконец, в 1675 г. получил кафедру философии в Седанской академии, которую с честью занимал вплоть до её закрытия в 1681 г. Уже в эту эпоху жизни ему представился случай выступить публично защитником философских идей против господствовавших тогда религиозных предрассудков. Герцог Люксембургский был обвинен народной молвой в сношениях с нечистой силой и предстал перед государственным судом. П. Бейль выпустил в его защиту анонимный памфлет, в котором отверг обвинения остроумными и неотразимыми аргументами. Когда король Людовик XIV (1643–1715 гг.), уже окончательно решивший отменить Нантский эдикт 1598 г., даровавший французским протестантам-гугенотам вероисповедные права, закрыл ненавистную ему Седанскую академию вопреки торжественному обязательству, данному на этот счет герцогу Бульонскому при уступке герцогства Франции, П. Бейль был приглашен на кафедру философии в Роттердам. Здесь он закончил свое сочинение «Pensées divirses sur la comète» («Обдуманные диверсии на комете»), в котором старался рассеять суеверный страх, вызванный в народе появлением кометы 1680 г. Это глубокое сочинение, трактующее о разнообразных предметах метафизики, этики, богословия, истории и политики, было всюду встречено с восторгом, но больше всего во Франции, где оно было запрещено государственной властью. Вскоре П. Бейль вступил в полемику иного рода. Некий Маймбург, иезуит и историк, напечатал историю кальвинизма, где самыми черными красками изобразил Реформацию и реформатов. П. Бейль решился ответить ему и менее чем за 15 дней составил брошюру под названием «Critique générale de l'histoire du Calvinisme de Maimburg» («Общая критика истории кальвинизма Маймбурга»), обратившую на себя всеобщее внимание и с уважением упоминаемую даже самим Маймбургом. Во Франции брошюра была всенародно сожжена, но от этого, разумеется, спрос на нее еще больше возрос, так что за несколько недель она выдержала три издания.