Словарь по христианству Б БЕЗРЕЛИГИОЗНОЕ ХРИСТИАНСТВО

БЕЗРЕЛИГИОЗНОЕ ХРИСТИАНСТВО

БЕЗРЕЛИГИОЗНОЕ ХРИСТИАНСТВО – направление в религиозном модернизме. Его происхождение и развитие исследователи рассматривают в различных аспектах, из которых наиболее важными считаются философский, богословский и социальный. Несмотря на разнообразие форм, если рассматривать безрелигиозное христианство в самом широком смысле, ключевым аспектом его развития оказывается замена объективного представления о Божестве субъективным, с одновременным утверждением важнейшего, существенного значения для человека религии вообще и христианства в частности. В результате для обозначения новой реальности Бога возник и свой метафорический язык: там, где «Бог Авраама» отступил перед субъективизмом, слово «Бог» превратилось в метафору, говорящую об одном из видов экзистенциального опыта, в частности, об опыте конкретного «я», или отношения «я» и «других». Понятия об объективном Боге сохранялись в основном благодаря терминологии старой религиозной литературы, однако они считались поэтическими или символическими выражениями, которые можно использовать, наполнив нужным содержанием. В этом свете переосмысливались все аспекты веры, а Иисус воспринимался как рабби, или учитель, хотя и богодухновенный. Основное внимание привлекал не Иисус Христос, а Иисус из Назарета, Иисус-человек. С отказом от «сверхъестественного Христа» прочие религиозные идеи потеряли абсолютный характер. Искупление и спасение стали оцениваться и переживаться экзистенциально. Молитву воспринимали не в качестве инструмента для общения с Богом как «объектом», а как духовную практику, которая ценна сама по себе; ценны её процесс и результат, служащие обогащением человеческого самовыражения. Богословское течение «теология (движение) смерти Бога», отличавшееся разнообразием форм, возникло в США в 60 гг. XX в. как развитие идей ранних представителей безрелигиозного христианства. Оно оставалось характерным явлением американской жизни в течение нескольких десятилетий, но и в дальнейшем некоторые её представители продолжали вносить опредёленный вклад в развитие богословской мысли, хотя и без прежнего радикализма. Трудность понимания всего относящегося к данному течению заключается в том, что связанная с ним литература лишена внутреннего единства богословской мысли. Само выражение «смерть Бога» употреблялось различными американскими авторами в отношении разнообразных явлений в современной им теологии и общественной жизни. Разные школы, входящие в это течение, объединяет концепция «смерти Бога», в которую они вкладывают различный смысл. Так, Томас Олтайзер и Уильям Гамильтон указывали, что выражение «смерть Бога» может обозначать широкий спектр явлений – от самоуничтожения Божества в его предвечной форме до проблем при адекватной передаче религиозных понятий. Т. Олтайзер получил наибольшую известность среди тех, кто рассматривал понятие «смерть Бога» с точки зрения теологии. В книгах «Радикальная теология и смерть Бога» и «Евангелие христианского атеизма» он развивает диалектическую концепцию истории и Бога, в которой центральное место принадлежит историческим событиям воплощения и распятия Христа. По его мнению, если «раньше и был такой Бог, которому было можно и даже необходимо поклоняться, молиться и верить, то сейчас такого Бога нет». Христианство с его исторической тягой к возвращению в состояние до грехопадения, к потерянному раю не смогло вместить истинной реальности воплощения и распятия Христа. Реальность, считал он, состоит в том, что воплощение свидетельствует о прорыве в истории, после которого возвращение в рай стало невозможным ни в каком смысле, а распятие Христа говорит о самоуничтожении Божества в его предвечной форме и постепенное растворение трансцендентного и сакрального в обыденном и мирском. В момент распятия трансцендентный Бог Авраама до предела самоосуществляется в личности Иисуса и тем уничтожает Себя в качестве самостоятельно существующего «объекта».

 



 
PR-CY.ru