БЕЗБРАЧИЕ - Страница 7

В конце XIV и в начале XV в. чешские богословы во главе с Матвеем Яновым, проникнутые учением английского реформатора Виклифа (около 1320–1384 гг.), резко порицают безбрачие. В гуситском движении вопрос о целибате играет немаловажную роль и, наконец, пражскими компактатами духовенству чешских утраквистов было предоставлено, в виде исключения, право вступать в брак. Но римская курия не признала законной эту уступку, сделанную Базельским собором. Реформация с первого момента своего возникновения свергла ярмо безбрачия духовенства. «В письме к христианскому дворянству германской нации» («Schrift an den christlichen Âdel deutscher Nation», 1520 г.) реформатор Мартин Лютер (1483–1546 гг.) обстоятельно обосновал принцип необходимости вступления духовенства в брак, а в 1525 г. решился подтвердить его собственным примером, что уже до него исполнили некоторые евангелические священники. Аугсбургское исповедание (ст. 23) и Апология (ст. 11), точно так же как и реформатские символические сочинения (например, Первое Гельветское исповедание, ст. 37; Второе Гельветское исповедание, ст. 29), а также англиканская церковь, основывают право духовенства вступать в брак на естественных условиях природы человека, Священном Писании и древнехристианском обычае, имея притом в виду последствия принужденного безбрачия. Рим в этом пункте не мог выказать никакой уступчивости: с разрешением духовенству вступать в брак пришлось бы не только отказаться от всех традиций, но и от существеннейшего начала папской политики, заключающегося в безусловной независимости церкви от того, что на его языке называется «миром». Пределом уступчивости со стороны римской курии могли бы быть лишь разрешения на брак, даваемые в знак уважения особых нужд церкви и только в виде исключительной меры, с сохранением права отмены. Эти соображения послужили точкой зрения, став на которую, так называемый «Интерим» (Interim, 1548 г.) мог до известной степени потворствовать бракам протестантского духовенства, но германский король Фердинанд I (1558–1564 гг.) не мог сразу выступить со столь значительным требованием на Тридентском соборе. Последующие же его стремления устранить вред от безбрачия духовенства, поддерживаемые герцогом Альбертом V Баварским и даже тремя духовными курфюрстами, не имели никакого успеха из-за уклончивой политики папы Пия IV (1559–1565 гг.), которому с помощью иезуитов удалось склонить императора не представлять этого дела на рассмотрение Собора (1563 г.). Постановлениями Тридентского собора более обстоятельно были определены те положения канонического права римско-католической церкви, которые до сих пор сохраняют свою силу. Они заключаются в том, что женатые лица могут быть посвящены в высшие (священнослужительские) степени лишь в том случае, когда их жены произнесут торжественный обет целомудрия. Иподиаконы, диаконы, священники и епископы, которые вступят в брак после рукоположения, лишаются должности и сана, брак же их признается недействительным. Напротив, браки, заключенные духовными низших (церковнослужительских) степеней священства, считаются действительными, и епископ может допустить их к исполнению возложенных на них обязанностей, если только они женаты на девицах, а не на вдовах или разведенных. Новейшие попытки добиться отмены этих правил были энергично отклонены папами Григорием XVI (1831–1846 гг.) и Пием IX (1846–1878 гг.), движение же старокатоликов, хотя и привело их к свержению ига безбрачия, но зато вызвало раздвоение в лоне самой церкви. Не подлежит никакому сомнению, что светская государственная власть не вправе отменять канонические постановления, касающиеся безбрачия духовенства. Но, несомненно, вместе с тем, что она нисколько не обязана приводить их в исполнение принудительными мерами. Источник: Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993.



 
PR-CY.ru