БЕЗБРАЧИЕ - Страница 6

Считалось, что лишь совершенно свободный от всех семейных и гражданских уз и обязанностей священник мог служить в руках римских первосвященников надежным орудием к достижению их честолюбивых политических планов. Впрочем, никто из богословов, не исключая даже самых ревностных ультрамонтанов, не считал обязательного безбрачия духовенства ни божественным установлением, ни догматом Западной церкви. Сама римская курия не придерживается этого правила с полной последовательностью, допуская брак греко-униатских и маронитских священников. Безбрачие духовенства, окончательно возведенное Григорием VII в церковный закон, долгое время не могло фактически установиться. После его смерти еще нередко встречаются на практике женатые священники, как об этом исследователи судят из распоряжения 1089 г. папы Урбана II (1088–1099 гг.) и постановлений соборов Реймского (1119 г.) и двух Латеранских (1123 и 1139 гг.). Кроме того, в различных местностях время от времени возобновлялось сопротивление духовенства в исполнении правил целибата, нередко вызывавшее даже вооруженные столкновения. Лишь в XII в. безбрачие клира окончательно утвердилось на Западе, хотя в более отдаленных от Рима государствах, как, например, в Венгрии, Польше, еще в XIII в. духовенство не подчинялось этому распоряжению римского престола. В Польше заявленное кардиналом Петром в 1197 г. на синоде гнезненского архиепископства папское распоряжение о безбрачии крайне возмутило участвовавшее в нем духовенство, которое чуть не убило представителя Рима. Князь Владислав Лясконогий, побуждаемый буллами папы Иннокентия III (1198–1216 гг.), стал подвергать заключению и всячески угнетать непокорное духовенство (1206 г.). В последующей польской истории встречается немало примеров вступления в брак духовных лиц. В XVI в. под влиянием Реформации из среды польского духовенства выступает немало противников безбрачия, между которыми первое место принадлежит перемышловскому канонику Станиславу Оржеховскому, который, вступив после посвящения в духовный сан в брак с Магдалиной Холмской (1551 г.), посвятил всю свою жизнь борьбе с этим гнетущим духовенство установлением и резко осуждал его во многих своих сочинениях. В 1556 г. король Сигизмунд II Август (1544–1572 гг.) от имени всего народа требовал от папы Павла IV (1555–1559 гг.) отмены безбрачия духовенства. В Венгрии в 1267 г. кардинал Гвидон требовал, чтобы священники состояли в законном браке, хотя на будущее время вовсе запрещал им вступать в брак. Установление безбрачия духовенства, имевшее, по крайней мере, видимой целью поднятие духовенства до высоты христианского идеала девственности, в действительности должно было привести к наложничеству. Начало той ужасной распущенности и упадка нравов, в которые впало духовенство особенно в XIV и XV вв., исследователи в значительной мере находят в этом противоестественном требовании римского престола. Желая положить конец такой распущенности, представители некоторых церквей предлагали открыто установить конкубинат для священников, лишенных возможности вступать в законный брак. Однако церковь, вообще признающая лишь брак во Христе, т.е. законный, не могла согласиться с этими предложениями и молчаливо переносила то, чему не в силах была воспрепятствовать, тем более что некоторые из пап XIV и XV вв. нередко превосходили безнравственностью подчиненных им епископов и священников, что дало повод Джироламо Савонароле (1452–1498 гг.) проповедовать исправление нравов всей церкви, как её главы, так и всех членов (in capite et membris). Протесты против безбрачия духовенства высказываются уже с самого начала XIV в.

 



 
PR-CY.ru