БЕЗА Теодор де

БЕЗА Теодор де (1519–1605 гг.) – деятель швейцарской и французской Реформации, сподвижник и преемник реформатора церкви, основателя кальвинизма Жана Кальвина (1509–1564 гг.) в руководстве Женевской общиной. Происходил из старинного бургундского дворянского рода, был отдан по желанию дяди, аббата цистерцианского монастыря, на воспитание к немецкому гуманисту, близкому к лютеранству Мельхиору Фольмару, преподававшему в Орлеане, а затем в Бурже, который не только сообщил Безе сведения в латинской и греческой литературе, но и воспитал его в духе реформаторских идей. М. Фольмар должен был из-за своих новаторских стремлений в 1534 г. оставить Францию, и Беза поступил в 1535 г. в Орлеанский университет для изучения права. В 1539 г. он переселился в Париж, чтобы стать юристом. В студенчестве Беза увлекался гуманизмом, вёл светскую жизнь, писал латинские стихи и поэмы, получившие известность во Франции («Juvenilia», 1548 г.), но впоследствии вызывавшие у автора отвращение. Обладая большими средствами и приобретя известность как гуманист и поэт, Беза видел перед собой блестящую карьеру, но после тяжкой болезни решил всё оставить и посвятить себя служению Реформатской церкви. В 1548 г. он переехал в Женеву, где познакомился с Жаном Кальвином и стал его преданным учеником (Кальвин высоко ценил Безу), затем принял кафедру греческого языка в университете в Лозанне. Во время 10-летнего пребывания в этой должности Беза написал ряд толкований к Новому Завету, издал серию публицистических статей (например, «О наказании еретиков гражданской властью» в оправдание казни М. Сервета, 1554 г.), а также известный памфлет «Possavantius» на судью еретиков Петра Лизета, много драматических обработок ветхозаветных рассказов, из которых самой замечательной считается «Sacrifice d’Abraham», и, главное, перевел на французский язык псалмы для французского реформатского богослужения. В церковных спорах Беза постоянно защищал кальвинистское учение о предопределении против Жерома Бользека. В 1557 г. женевцы послали его вместе с Гийомом Фарелем (1489–1565 гг.) склонить большие швейцарские кантоны и протестантских немецких государей заступиться за преследуемых вальденсов в Пьемонте и гугенотов в Париже. Этой поездкой Теодор Беза воспользовался для образования в Германии евангелического реформатского союза. С 1558 г. он – профессор теологии и ректор основанной Ж. Кальвином Женевской академии, ставшей центром подготовки реформатского духовенства для континентальной Европы. Он оставил этот город только на двадцать два месяца, когда казалось, что во Франции победа остается за протестантами. Там Теодор Беза добился перехода в протестантизм короля Наварры Антуана Бурбона, активно пропагандировал основные идеи кальвинизма, принимая участие в религиозных диспутах в Пуасси и Сен-Жермене, своими окружными посланиями старался возбудить сочувствие к гугенотам. Он даже попробовал обратиться к королеве-матери Екатерине Медичи, а затем открыто поддержал первую гугенотскую войну, примкнув к армии Конде в качестве казначея. После заключения перемирия (в 1563 г.) Беза вернулся в Женеву, а после смерти Кальвина (в 1564 г.) занял его место старшины женевских церквей, оставаясь на этом посту около 40 лет, вплоть до своей кончины. Теодор Беза руководил Соборами французских реформатов в Ла Рошели (1571 г.) и в Ниме (1572 г.), отстаивая учение Кальвина о церковном устройстве, которое считал единственно возможным. В трактате «Возражения на разыскания о евангельском служении» он характеризовал англиканское епископальное устройство как противоречащее Священному Писанию и в то же время, вслед за немецким реформатором Мартином Буцером (1491–1551 гг.) и Жаном Кальвином требовал усиления церковной дисциплины и авторитета учительства как принципов, необходимых для выполнения задач церкви. Вслед за М. Буцером Теодор Беза говорил о трёх основах церкви – Слове Божьем, двух таинствах (крещении и евхаристии) и церковной дисциплине. Его теологические взгляды изложены в 3-томных «Теологических разысканиях» и обширных библейских комментариях (написанных по-латыни). Одновременно с деятельностью главы консистории Беза активно способствовал развитию кальвинизма во всей Швейцарии и во Франции, посетив в 1588 г. синод в Берне. В 1600 г. он приветствовал на женевской территории короля Генриха IV Бурбона (1589–1610 гг.), симпатизировавшего гугенотам. Весь проникнутый строгими принципами Ж. Кальвина, в духе которого он деятельно и твердо руководил женевской церковью, Т. Беза был главой своей партии и в течение 40 лет пользовался высоким почетом. Для утверждения единства в своей церкви он поступался собственными мнениями, если они противоречили общепринятым мнениям Кальвина, и своей многосторонней ученостью, неизменным усердием, ловкостью, блестящим ораторским талантом и даже своей представительной наружностью оказал кальвинизму громадные услуги. Теодор Беза известен также как первый историк кальвинизма и писатель. Из его многочисленных сочинений до сих пор не утратили своего значения экзегетические труды, изданные в 1582 г., и «История реформатских церквей во Франции в 1521–1563 годах» (Париж, 1883 г.), «Жизнь Кальвина» (1565 г.), драма «Жертва Авраама». Его переписка с Кальвином хранится в библиотеке в Готе.

 
PR-CY.ru