БЕГУНСКИЙ ТОЛК - Страница 2

Хоронили бегуны своих покойников в сараях, погребах или в лесу, но ни в коем случае не на кладбище. Гробы не использовались, покойник хоронили в саване или рогоже. Места захоронений никак не отмечались. В отличие от большинства других беспоповцев, Антихрист понимался бегунами не как духовное явление, а как конкретная персонификация царя Петра I, поэтому царскую (а после 1917 г. – светскую) власть они считали «апокалиптическим зверем», иконы – властью гражданской, тело – властью церковной. Официальная церковь считалась еретический и категорически отвергалась. Исключение из традиционного для радикальных старообрядцев неприятия предметов с изображением государственного герба (печати Антихриста) бегуны сделали только для денежных знаков, считая, что деньги переходят из рук в руки и не составляют отличительной принадлежности того или другого лица. Народная молва говорит о существовании среди бегунов обычая «красной смерти», который состоял в том, что умирающего бегуна удушали специальной красной подушкой, с тем, чтобы он своей мученической смертью искупил часть своих грехов и грехов всех бегунов. В 1897 г. в Шуйском уезде Владимирской губернии по факту подобного преступления было заведено уголовное дело, однако это – единственное официальное подтверждение существования такого обычая. Большинство бегунов имело своеобразный самодельный паспорт, свидетельствовавший о принадлежности к согласию  и представлявший из себя, как правило, простую бумагу с надписями типа: «Господь защититель живота моего: кого страшуся?» или «Сей пачпорт духовный по точкам чти тихо: царь царей!». Несмотря на то, что численность бегунов всегда была незначительной, из-за подвижного образа жизни они быстро распространились по территории России. Новое развитие идея бегунства получила в 30 гг. XIX в., когда среди старообрядцев прошел слух, что древнее благочестие сохранено на Дальнем Востоке, на «Белых водах, в Опаньском государстве», и массы бегунов двинулись туда. Старообрядческими географами был составлен даже специальный «атлас» путешествия на Беловодье. К середине XIX в. бегуны представляли собой тайную, строго законспирированную организацию, но в 1854 г. по указанию императора Николая I в Ярославской губернии был создан особый совещательный комитет для обсуждения «вредоносности бегунов». Официальная церковь высказалась за ужесточение репрессий против сектантов, в результате чего бегуны были признаны «вредной сектой», и для пресечения ее деятельности разрешались меры гражданского и церковного воздействия. Внутри бегунов обособились отдельные группы: неплательщики, лучинковцы, безденежники (антипово согласие), брачные странники, пустынники и др. В 1860 г. большинство сопелковских наставников приняло новый церковный устав – «Статьи», написанные бегунским наставником Никитой Семеновым (Киселевым). С этого времени сторонников нового устава стали называть статейниками (иерархитами), а их оппонентов – противостатейниками. Численность бегунов на конец XX в. была незначительной, они представляли собой мелкие разрозненные секты, не признающие гражданских и церковных законов и скрывающиеся в глухих местах Сибири и северного Урала. См. также ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ СТРАНСТВУЮЩИЕ.



 
PR-CY.ru