БЫКОВ Василь

БЫКОВ Василь (Василий Владимирович; 1924–2003 гг.) – белорусский писатель, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны. На фронте с 1943 г. Дважды ранен (однажды родители были извещены о его гибели). Воевал в Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир артиллерийского взвода. Народный писатель Беларуси (с 1980 г.), Герой Социалистического Труда (с 1984 г.), лауреат Ленинской (1986 г.) и Государственной (1974 г.) премий СССР, лауреат Государственной премии БССР имени Якуба Коласа (1978 г.), депутат Верховного Совета БССР (1978–1989 гг.), Верховного Совета СССР (1989–1991 гг.), президент объединения белорусов мира «Бацькавшчына» (1990–1993 гг.). Быков принадлежит к поколению, почти полностью уничтоженному войной, но юному лейтенанту, которому уже после победы исполнился 21 год, суждено было уцелеть. Спасся буквально чудом, в частности, на Кировоградчине, где до самого последнего времени стоял обелиск над братской могилой, на котором было и его имя (оттуда его мать получила «похоронку»). Осенью 1955 г. Быков начал работать в «Гродненской правде» (корреспонденции, очерки, фельетоны). Через год в республиканской печати стали появляться художественные произведения, вышла даже книжечка юмористических рассказов. Сам Быков вёл начало своего творческого пути с 1951 г., когда на Курилах им были написаны рассказы «Смерть человека» и «Обозник». Именно с этого времени война станет не только главной, но и почти (за очень редкими исключениями) единственной темой его творчества. Главная тема – тема человека на войне: военный героизм (в трактовке Быкова – не более чем часть, и не самая значительная) большой войны, её мученики и её беспредельный трагизм. Пространство войны Быкова, его поле боя – это всегда самые экстремальные условия, «пограничные» ситуации между жизнью и смертью, которые, как правило, смертью и завершаются. В этом пространстве человек оказывается на крайнем пределе своих физических и нравственных сил. Раннее творчество Быкова относится к 1950–1960 гг. и включает в себя повести (из наиболее известных): «Журавлиный крик» (1960 г.), «Третья ракета» (1962 г.), «Фронтовая страница» (другое название – «Измена», 1963 г.), «Альпийская баллада», «Западня» (обе – 1964 г.), а также вызвавшие ожесточенную полемику по поводу «сгущения трагических красок» и «надрывного психологизма» повести «Мертвым не больно» (1966 г.), «Атака с ходу» (другое название – «Проклятая высота», 1968 г.) и «Круглянский мост» (1969 г.). Эти повести были запрещены и до рубежа 1980–1990 гг. не перепечатывались. Большинство произведений Быкова было опубликовано в журнале «Новый мир» (сам он придавал особое значение «новомировскому периоду» и работе в 1960 гг. с Александром Трифоновичем Твардовским). По признанию самого Быкова, воздействие на него российской прозы было довольно сильным, но кратковременным. Уже в партизанских сюжетах он работал вполне самостоятельно и, по признанию российских критиков, сам стал влиять на определённую часть российской военной прозы. Новый этап зрелого творчества Быкова, принесший ему официально признание и мировую известность, начинается с 1970 гг. – повести «Сотников» (1970 г.), «Обелиск» и «Дожить до рассвета» (обе – 1970 г.), «Волчья стая» (1975 г.), «Его батальон» (1975 г.), «Пойти и не вернуться» (1978 г.). Почти все из них были удостоены Государственных премий. «Сотников», написанный уже «после Твардовского», по словам Быкова, характеризовался продолжением прежних тенденций: изображение войны без прикрас, без бахвальства и лакировки. Особую актуальность и глубину произведениям 1970 гг. придавало то, что события войны представали в них чаще всего как воспоминания оставшихся в живых персонажей. Обращение к памяти героев как бы расширяло художественное пространство произведений. Сюжетное время, сжатое до нескольких дней и часов, дополнялось по психологии воспоминаний – событиями уже всей жизни действующих лиц.

 



 
PR-CY.ru