БУБЕР Мартин - Страница 3

Вводимое Бубером понятие «Между» подчеркивает разрыв как особую дистанцию между «Я» и «Ты», являющуюся тем местом, где реализуется аутентичное бытие диалогического человека, где раскрываются те характерные черты личности, которые не сводимы к её ментальным, физическим, психическим свойствам. Это понятие выражает радикальную «другость» иного человека, по отношению к которому «Я», с одной стороны, является обращающимся (активная позиция), но с другой – остаётся отданным этой «другости», т.к. она есть не что иное как «вечный Ты», как Бог (пассивная позиция). Любое отношение «Я – Ты», по Буберу, возможно лишь потому, что существует Бог как Вечное «Ты». Бог именно «вечно Ты» в отличие от временных и эфемерных встреч «Я – Ты» в мире. Через значение, возникающее в земных встречах «Я – Ты», человек находит вседержащую основу значения. Бог – это высший собеседник в диалоге и реализации того лучшего, что заложено во всяком отношении «Я – Ты». Вечное «Ты» может обнаружить себя даже в самых простых и обыденных вещах. Вечным «Ты» Бубер именует Того, Кто, даруя Откровение и спасение, вступает в непосредственное общение с людьми и тем самым делает для них возможным общение с Ним. Именно в этом общении, в диалоге, выявляется жизненность и Самого Бога. Но Вечное «Ты» – лишь одна сторона бытия Бога. Он вместе с тем и абсолютно трансцендентен по отношению ко всему человеческому: это «Бог в себе», «Беспредельное», «Непознаваемое», «Небытие мира». Утверждение изначального противоречия в Боге и противоречивости религиозной ситуации человека характерно для протестантской диалектической теологии (К. Барт, Э. Брукнер, Р. Бультман и др.), которая возникла как попытка преодолеть кризис либерального протестантизма XIX в., растворявшего религию в стихии безрелигиозной цивилизации, Откровение – в истории, веру – в психологии. За всем этим стоял глубокий духовный кризис XX в., который Бубер, в свою очередь, объяснял тем, что человек целиком погружен в отношение «Я – Оно» и забыл о «Ты». Отношение «Я – Оно» он полностью не отвергал: оно необходимо, чтобы нормально ориентироваться в физическом мире. Но, будучи единственным, это отношение ущербно и уродливо; поскольку человек здесь отчужден от Бога, от мира, от других людей и от самого себя. Отчуждение проявляется, прежде всего, в ощущении человеком абсурдности и расколотости собственного существования. Источник отчуждения – отпадение от Бога. Утратив возможность общаться с Богом, человек начинает поклоняться «идолам», в качестве которых могут выступать власть, нация, деньги, секс, достижения науки, социальные проекты и т.д. Даже Бог при этом становится богом, т.е. «маленьким идолом». Духовный кризис современности Бубер описывал метафорой «затмение Бога». Этот образ он предлагал использовать вместо распространенного в западной литературе XIX и XX вв. образа «смерти Бога». Человек перестает слышать Бога, а Бог – человека, поскольку человек напичкан всевозможными клише – философскими, политическими, научными, житейскими. Сейчас мы живем в обезбоженном мире, но «затмение Бога» – необходимый диалектический момент в развитии религиозности. Такие «затмения» в истории человечества уже случались не раз: возникновению новой религии всегда предшествует «затмение Бога». После «затмения» религиозный мир озаряется новым светом, и Бог с человеком вновь вступают в диалог. Бубер считал, что Бог познается только через мир, а не помимо мира. Встреча человека с Вечным «Ты» происходит не в моменты экстаза, а в процессе установления аутентичных отношений с миром. Эти отношения в совокупности образуют три сферы: «физическую» (Космос), олицетворяющую связь человека с природой; «психическую» (Эрос), олицетворяющую взаимосвязь человека с другими людьми; и «поэтическую» (Логос), свидетельствующую о связи человека с духовными и культурными субстанциями. Одна из ключевых тем творчества Бубера – проблема межличностной коммуникации. Партнер в диалоге здесь предстает как «Другой». «Другой» – то, что не есть «Я», иное по отношению ко мне, и в то же время подобное мне, равный мне субъект, обладающий свойствами личности. Суть отношения «Я – Ты» между человеком и человеком есть ощущение непреодолимой потребности в «Другом», волевая и моральная концентрация чьего-либо бытия на «Другом», и он постигается как отвечающий на эту преданность и заботу.

 



 
PR-CY.ru