БУБЕР Мартин

БУБЕР Мартин (Мардохай; 1878–1965 гг.) – еврейский религиозный философ, создатель «диалогической теологии», близкой к экзистенциализму. Родился в Вене. После развода родителей в 1881 г. был отправлен к дедушке и бабушке во Львов. В 1892 г. вернулся в Лемберг к отцу, женившемуся вторично. С этого периода увлекается чтением трудов немецкого философа, идеолога буржуазного реформизма Иммануила Канта (1724–1804 гг.) и немецкого философа и поэта, представителя философии жизни Фридриха Ницше (1844–1900 гг.). В 1896–1904 гг. учился в Лейпцигском, Венском и Берлинском университетах на факультетах философии, истории искусств, филологии. Во время обучения в Венском университете был вовлечен в сионистское движение (больше по культурным, чем по политическим соображениям), писал статьи в защиту евреев, изучал иудаизм и хасидизм. В 1901–1903 гг. был редактором еженедельника «Die Welt», центрального печатного издания всемирной сионистской организации. В период с 1897 по 1909 гг. Бубер, рожденный и живущий в мире двух культур – немецкой и еврейской, остро ощутивший кризис, к которому подошла немецкая культура и всё человечество, обратился к духовным гениям больших, но не изолированных друг от друга, феноменов человеческой истории: Германия, Христианство и Еврейская история, Николай Кузанский, Баал Шем Тов, Ницше и др. Он поставил цель – создать немецко-еврейский симбиоз на основе еврейской культуры, хасидистского спиритуализма и романтического индивидуализма. Результатом религиозно-философских размышлений Бубера стали работы «История Рабби Нахмана» (1906 г.), «Легенда Бааль-Шема» (1908 г.), «Экстатические конфессии» (1909 г.), «Три источника Иудаизма» (1911 г.) и др. В 1921 г. он знакомится с иудаистским теологом, религиозным мыслителем экзистенциального направления Францем Розенцвейгом (1886–1929 гг.) и с 1923 г. вместе с ним занимается переводом Библии на немецкий язык. В 1922 г. Бубер опубликовал в Берлине книгу «Я и Ты», которая принесла ему широкую известность. С 1924 по 1933 гг. он – профессор философии и этики в университете Франкфурта-на-Майне. В 1933 г. из-за нацистских преследований эмигрировал в Швейцарию, а в 1938 г. – в Палестину. С 1938 по 1951 гг. Бубер заведовал кафедрой социальной философии Еврейского университета в Иерусалиме. В 1960–1962 гг. был президентом Израильской академии наук. Основные работы: «Я и Ты» (1922 г.), «Хасидские книги» (1928 г.), «Диалог» (1930 г.), «Религия и философия» (1931 г.), «Борьба вокруг Израиля» (1933 г.), «Вопрос к Единичному» (1936 г.), «Пути в утопию» (1947 г.), «Проблема человека» (1948 г.), «Видения добра и зла» (1952 г.), «Затмение Бога» (1952 г.), «Моисей» (1952 г.), «Прадистанция и отношения» (1952 г.), «Основы межчеловеческого» (1953 г.), «Введение в диалогический принцип» (1954 г.), «Пророчество, Начало и Конец» (1955 г.), «Царство Божие» (1956 г.), «Происхождение и сущность хасидизма» (1960 г.), «Два разговора» (1962 г.) и др. Награжден премией Гоэса Гамбургского университета (1951 г.), премией Мира книготорговой организации ФРГ (1953 г.) и премией Эрасмуса Амстердамского университета (1963 г.). Бубер отстаивал религиозные ценности иудаистской и христианской традиций, полагая, что универсальные и общие для христианства и иудаизма идеи – открытость к трансценденции, признание за человеком статуса морального существа, идеи совершенства, блага и спасения – должны способствовать диалогу между двумя религиями и их взаимному обогащению. В философии и теологии Бубер опирался, прежде всего, на идеи Иммануила Канта; датского философа, протестантского теолога и писателя Сёрена Кьеркегора (1813–1855 гг.); немецкого философа-материалиста и атеиста Людвига Андреаса Фейербаха (1804–1872 гг.); Фридриха Ницше; немецкого философа, историка и литературоведа Вильгельма Дильтея (1813–1911 гг.), а также на наследие хасидизма – мистического течения в иудаизме.

 



 
PR-CY.ru