БРУНО Джордано Филиппе - Страница 2

«Абсолютнейшая действительность, тождественная с абсолютной возможностью, – говорит Диксон, ученик Бруно и персонаж его диалога, – может быть схвачена интеллектом лишь путём отрицания» («Диалоги». М., 1949). Понятия минимума и максимума, свертывания и развертывания единого и многого, идея качественной однородности Вселенной и связанный с ней принцип относительности, несовместимые с иерархическим и ограниченным космосом Аристотеля, и многие другие моменты «философии рассвета» берутся её создателем у Николая Кузанского. Однако если у него только Бог признается актуально бесконечным, то у Бруно этот атрибут переносится и на Вселенную, так что они максимально, почти до отождествления, сближаются. Правда, между ними все же остается различие, состоящее в том, что, если Бог «совершенно» («totalmento») бесконечен, то бесконечность Вселенной лишена подобного совершенства из-за наличия в ней внеположных друг другу частей. «Минимум» и «максимум» как лишенные размеров (один в силу своей абсолютной малости, а другой – как абсолютно большое) совпадают друг с другом, причем такое совпадение описывается с помощью представления о «сфере», выступающей в качестве самой ёмкой по своим возможностям формой, поглощающей все остальные по принципу предельного перехода. Согласно Бруно, элементарные фрагменты сущего, «minima», одновременно относятся к материальному и психическому; свойства микрокосма (как интеллектуальные, так и психические) он распространяет на природу в целом. Всё бытие, таким образом, трактуется им в рамках парадигм панпсихизма и гилозоизма. Один из комментаторов творчества Бруно Ф.А. Йейтс отметила, что у него «Земля, поскольку она живое существо, движется вокруг солнца египетской магии; вместе с ней движутся по орбитам планеты, живые светила; бессчетное число иных миров, движущихся и живых, подобно огромным животным, населяет бесконечную вселенную». «Мир одушевлен вместе со всеми его членами», а душа может рассматриваться как «ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, свойственная всякой вещи». Мировая душа у Бруно – носитель такого атрибутивного свойства, как «всеобщий ум», универсальный интеллект. Понятие Бога в результате замещается им понятием «мировая душа». Согласно Бруно, земной и небесный миры физически однородны, не возникают и не исчезают, образуя лишь неисчислимое количество разнообразных сочетаний. Бесчисленные солнца со своими населёнными планетами (согласно Бруно, «другие миры так же обитаемы, как и этот») движутся по собственным орбитам: «Вселенная есть целиком центр. Центр Вселенной повсюду и во всём». Но в отличие от польского астронома, создателя гелиоцентрической концепции Вселенной Николая Коперника (1473–1543 гг.), Бруно преодолел постулаты о конечности мироздания, замкнутого сферой «неподвижных» звёзд, и о статичном Солнце как центре Вселенной. Его космология, пересматривая тезис Аристотеля и схоластов о дуализме земного и небесного, постулировала воду, огонь, землю и воздух в качестве элементов всего мироздания. Допущение Бруно, что мировая душа с необходимостью порождает не только феномен одушевлённости, но и населённость множества иных миров реально трансформировало категорию «Универсума» в понятие «Вселенная» – вместилище самых различных форм жизни, отличных, в том числе, от земных. Лучшая процедура служения Богу («монаде монад») – познание законов универсума и законов движения, а также осуществление жизни в соответствии с этим знанием (цель философии у Бруно – постижение не трансцендентно-суверенного Бога христианства, а «Бога в вещах»). Он утверждал, что вера «требуется для наставления грубых народов, которые должны быть управляемы», в то время как философские изыскания по поводу «истины относительно природы и превосходства её Творца» предназначены лишь тем, кто «способен понять наши рассуждения».

 



 
PR-CY.ru