Словарь по христианству Б БРУНО Джордано Филиппе

БРУНО Джордано Филиппе

БРУНО Джордано Филиппе (1548–1600 гг.) – итальянский мистик и поэт, натурфилософ-пантеист, поклонник Каббалы, создатель религии космоса, монах-доминиканец. Родился в семье военного, состоявшего на службе у испанцев, оккупировавших юг Италии. Отец Бруно был другом известного поэта-петраркиста Луиджи Тансилло (1510–1568 гг.), образ которого Бруно воскресит в одном из своих диалогов. Окрашенная эпикурейским вольнодумством поэзия от Тита Кара Лукреция (99–55 гг. до н.э.) до Луиджи Тансилло будет сопровождать Бруно всю жизнь. Крещеный как Филиппе, он после поступления в доминиканский монастырь (1563 г.) принимает монашеский обет и получает имя Джордано. Однако подозреваемый в ереси арианского типа бежит в Рим, потом через Савойю в Женеву, где попадает в тюрьму за резкую критику одного из кальвинистов. Освободившись, едет во Францию, читает лекции в Тулузе, потом в Париже, где находит поддержку у короля Генриха III Валуа (1574–1589 гг.). В Англии благодаря покровительству французского посла Бруно получает возможность спокойно работать и пропагандировать свое учение. Здесь он создает самые известные свои произведения – итальянские диалоги, в которых философская мысль впервые в истории Европы заговорила на живом народном языке. Потом живет в Париже, затем в Германии, возвращается в Италию, где в мае 1592 г. его по доносу арестовывают и передают в руки сначала венецианской, а потом и римской инквизиции. После некоторых колебаний Бруно проявляет редкое упорство в отстаивании своих убеждений, отказывается отречься от них, в результате чего он был сожжен в Риме как нераскаявшийся еретик. Основные работы: «О причине, начале и едином (1584 г.), «О бесконечности, Вселенной и мирах» (1584 г.), «Изгнание торжествующего зверя» (1584 г.), «О героическом энтузиазме» (1585 г.), «Тайна Пегаса, с приложением килленского осла» (1585 г.), «Светильник тридцати статуй» (1587 г.), «Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени» (1588 г.), «Свод метафизических терминов» (1591 г.), «О безмерном и неисчислимых» (1591 г.), «О монаде, числе и фигуре» (1591 г.), «О составлении образов» (1591 г.) и др. Учение Бруно – специфический поэтический пантеизм, основанный на новейших достижениях естественнонаучного знания (особенно гелиоцентрической системе Коперника) и фрагментах эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма. Его философская мысль неотделима от мифопоэтической формы её представления, насыщенной аллегориями, образами античной словесности, в ней чувствуется влияние традиции дидактической поэзии, риторики, многих течений средневековой и ренессансной мысли, что создаёт из творчества этого философа-поэта уникальный памятник культуры позднего Возрождения. Центральные интуиции Бруно (идея всеединства и идея бесконечности) объединяются им в одну идею бесконечной единой всецелостности, являющейся живым тождеством всех противоположностей, в том числе таких фундаментальных онтологических категорий, как возможность и действительность, материя и форма и т.п. В отличие от неоплатоников и досократиков, которые, как считал Бруно, близко подошли к постижению этой идеи, Аристотель не сумел помыслить такое всеединство и своим авторитетом на долгие годы затруднил его познание. Для раскрытия содержания этой интуиции Бруно использует как рациональные модели (например, проводя аналогию между единицей и единым), так и различные художественные символы (типа «светящейся ночи»). Мощную поддержку для мыслительного конструирования подобного Абсолюта он находит в учении «божественного» Николая Кузанского о «совпадении противоположностей». Наблюдаемые вещи как «следствия» бесконечного единого, являющегося первопричиной всего, мы можем, согласно Бруно, познавать с помощью нашего разума, но от положительного познания подобного рода само единое начало ускользает. Поэтому здесь необходимо отрицательное познание, идею которого в духе апофатической теологии Псевдо-Дионисия Ареопагита разрабатывал Николай Кузанский.

 



 
PR-CY.ru