БОЭЦИЙ Аниций Маналай Торкват Северин - Страница 4

Они существуют, сказываясь об индивидах, только как единичные, в мышлении же существуют только как общие. Боэций четко формулирует вопрос об онтологическом статусе универсалий, указывает все связанные с ним трудности и оставляет его нерешенным; впоследствии именно сформулированная Боэцием проблема положит начало спору реалистов и номиналистов: реальные ли вещи (res) универсалии или только имена (nomina)? Наконец, Боэций выделяет еще один способ бытия – личный. Если некое сущее относится к классу субстанций, если его формальное бытие (essentia), или природа, включает отличительный признак разума (intellectus et ratio), и если оно существует самостоятельно (subsistentia), то оно называется «лицом». Такой способ бытия присущ Богу, ангелам и людям. Известная в схоластике метафизическая пара «форма – материя» также выделена Боэцием из четырех причин Аристотеля. В соответствии с последней парой он упростил аристотелевское понятие божественной субстанции, которое им было определено как чистая форма. По утверждению Боэция, Бог не имеет привходящих свойств, все Его свойства атрибутивны, в них бытие совпадает с тем, что обладает этим бытием. Иначе говоря, в Боге, единственном и абсолютно едином (простом), все модусы бытия совпадают: в нем бытие тождественно тому, что есть, и тому, что он есть, т.е. сущности, или природе; он – субсистенция и лицо. Такая всесовершенная полнота бытия во всех его отношениях, целокупность бытия без ущерба и частичности есть вечность. Например, «величие» – это не отдельное божественное свойство, а весь Бог, т.е. атрибут. Вслед за Платоном Боэций трактует вечность как особый модус бытия: «Вечность есть совершенное обладание безграничной жизнью в целом и одновременно» («aetemitas est intenninabilis vitae tola simul et perfecta possessio» – «Утешение философией»). Для обозначения бесконечного времени он вводит латинский неологизм «sempitemitas» – «всегдашность» (впоследствии Плотиновско-Боэциевское определение вечности полностью принимается и развивается Фомой Аквинским). Боэций пытался оправдать христианские догматы разумом. Так, понятие «Троицы» он представил конъюнкцией трех терминов, тождественных по субстанциональному признаку «божественности». При этом «Отец», «Сын» и «Святой Дух» не являются субстанциональными признаками, т.к. ни Отец, ни Сын, ни Святой Дух не выражают сами по себе всей божественной природы. Множество сформулированных Боэцием тезисов стали фундаментом латинской схоластики: «бытие и благо обратимы» («ens et bonum convertuntur»); «личность есть неделимая сущность разумной природы» («persona est naturae rationalis individua substantial»), «отношение умножает Троицу» («rе1аtio multiplicat trinitatem»), «следует соединять, где можно, веру с разумом», «божественных вещей следует касаться разумом» и др. Сочинения Боэция сыграли ключевую роль в сохранении гуманистического содержания античного наследия, его логического и математического знания и в освоении его ранним западноевропейским Средневековьем. Он оказал заметное влияние на формирование английской, итальянской и французской (провансальской) национальных культур. Лит.: «Утешение Философией» и другие трактаты. М., 1990; Уколова В.И. «Последний римлянин» Боэций. М., 1987; Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в Средние века. М., 1989.



 
PR-CY.ru