БОНАВЕНТУРА, Джованни Фиданца - Страница 3

Это – тема трактата Бонавентуры «О возвращении наук к теологии» («De reductione artium ad theologiam»). Божественные идеи, существующие в Боге Слове, суть знание Бога, и в этом смысле некое подобие Бога, – но в этом знании провидятся и формы, умопостигаемые сущности всего имеющего быть сотворенным. Это Божественное провидение несёт в себе и творческую энергию, действующую силу, которой творится мир. Богом создаётся и подобающая материя, своя для телесных субстанций, своя для умопостигаемых. Но материя не является абсолютно неопределённой и лишь пассивно принимающей определяющую её форму. В материю в акте творения вложены семенные разумные причины, как бы непроявленные зародыши будущих форм. Поэтому в ней есть предрасположенность к форме. Всякая вещь – результат действия не одной, а ряда форм, последовательно определяющих материю. Иначе говоря, внутренним стержнем учения Бонавентуры о мире и о познании является доктрина Божественного просвещения. Форма вещи, т.е. её рациональный строй, делающий её постижимой для человеческого разума, обнаруживает присутствие в ней «логоса», начала, сообщающего порядок и определённость и познаваемого посредством умосозерцания. Как глаз видит свет, так разум созерцает умопостигаемые светы – логосы вещей. Но формы вещей являются лишь отсветами того формообразующего умопостигаемого Света, который сияет в Божественных идеях. Частные светы (формы вещей) суть отражения, которые устремляют разум человека к Логосу, Свету всех светов. В трактате «Сопоставления» («Breviloquium») Бонавентура не разделяет теологию и философию, призывает видеть в теологии философию, обретшую вертикаль от конечного к бесконечному в свете Откровения. Эта философия – пролог к богословию. Мир – это книга, которую нужно прочесть и понять, что это – микрокосмос, участвующий в бытии, а бытие – Бог. Бонавентура объясняет видимую вселенную, используя учение о свете основателя оксфордской философской и естественнонаучной школы, теоретика и практика экспериментального естествознания Роберта Гроссетеста (около 1175–1253 гг.). Он различает свет (lux), сияние света (lumen) и цвет. Первый есть основа субстанциальных форм; он делает и земные, и небесные тела способными к существованию и является источником их внутреннего динамизма. Lumen – это невидимое излучение, источник которого преимущественно в небесных телах, таких, как Солнце, оно распространяется в промежуточной прозрачной среде. Благодаря своей чистоте и сходству с духовным это субстанциальное излучение предрасполагает тела к получению формы жизни и действует как своего рода посредник между душой и телом, а также выводит высшие формы из материи, где они существуют как «семенные причины». Поэтому Бонавентура сравнивает Бога с сеятелем, разбрасывающим семена. В Боге есть причинный разум, от которого исходят законы мироздания. Именно здесь находятся идеи вещей, созерцая которые Бог творит мир и посредством которых управляет миром. Материя тоже не лишена некоторой активности, поскольку содержит зародыши форм, которые Бог актуализирует окончательно. Однако Бонавентура не смог ясно ответить на вопрос: что если материя сотворена Богом «из ничего», то откуда она приобретает присущую ей определённую активность? В вопросах гносеологии (учении о познании) он был верен теории иллюминации: нужно озарение, иноземный свет, который сцепляет единичные вещи и соотносит их с Творцом. За всю жизнь Бонавентура написал 65 сочинений, что много для Средневековья. В работах «Определение вопросов, касающихся правила блаженного Франциска», «О бедности Христовой» он излагает основные положения мистического общежития, поддерживая идеал бедности как пути к христианскому совершенству. Его сочинения (в 11 томах) были изданы в 1882–1902 гг. отцами Bonaventura-Collegium во Флоренции. Учение Бонавентуры оказало большое влияние на католическую философию и теологию. Соч.: Путеводитель души к Богу. М., 1992.



 
PR-CY.ru