Словарь по христианству Б БОНАВЕНТУРА, Джованни Фиданца

БОНАВЕНТУРА, Джованни Фиданца

БОНАВЕНТУРА, Джованни Фиданца (1221–1274 гг.) – богослов и мистик, философ-схоласт, представитель старофранцисканской школы в католической теологии. Джованни Фиданца родился в г. Тоскана (Италия), имя Buona Ventura (дитя счастья) принял, вероятнее всего, в монашестве. С 1235 г. учился в Парижском университете, где изучал философию и встретился со своим будущим учителем – выдающимся философом-схоластом Александром из Гельса (1185–1245 гг.), который произвел на него сильное впечатление. Благодаря своему учителю Бонавентура стал склоняться к неоплатонизму, рафинированному в святоотеческой христианской традиции. В 1243 г. он получил степень магистра искусств, в 1244 г. вступил в орден францисканцев, в рамках которого выступает (при ретроспективной оценке его статуса во францисканской традиции) как центральная фигура концептуализации францисканства, исходно артикулировавшего себя в качестве противостоящего книжной учености. В 1254 г. Бонавентура стал магистром теологии и до 1257 г. преподавал во францисканской школе в Парижском университете. В 1257 г. он был избран генералом францисканского ордена, а в 1273 г. стал кардиналом и епископом Альбано, удостоен титула «серафического доктора». Бонавентура выступал против спиритуалов-ноахимитов, английского философа Роджера Бэкона (около 1214 – около 1292 гг.), принимал участие в подготовке и деятельности второго (Экуменического) Лионского Собора, посвященного примирению Западной и Восточной церквей (7 мая – 17 июля 1274 г.). В 1482 г. канонизирован Римско-католической церковью, в 1587 г. причислен к пяти великим Учителям Церкви. Считается патроном г. Лиона, где покоятся его мощи. Его религиозные настроения находились под влиянием сочинений католического теолога-мистика, аббата цистерианского монастыря Бернарда Клервоского (1090–1153 гг.) «О любви к Богу» и «О благодати и свободе воли»; аристотелизм у него связан с августиновским неоплатонизмом. Бонавентура был идейным представителем ареопагитской (см. Ареопагитики) и платоновской традиции в средневековой философии. Его мистическая философия сложилась под влиянием философа и богослова августиновского направления Гуго Сен-Викторского (около 1096 – 1141 гг.), согласно которому философия не противоречит теологии, а основывается на ней. В философии Бонавентуры универсалии мыслятся как божественные прототипы вещей. Достижение полного знания, по его мнению, возможно только через мистическое созерцание, через самоуглубление, которое достигается путем восхождения от наблюдения внешнего мира к постижению Абсолюта. Бонавентура – автор трактата «Путь души к Богу» («Itinerariuni mentis ia Deum»), где раскрывается его талант как богослова и глубокого мистика. Основная идея этого труда – переход («транзитус») из мира рабства в мир свободы с помощью жезла креста Господнего. Это – путь духовного просветления по шести ступеням духовной иерархии. Двигателем на этом пути, который должен завершиться экстатическим созерцанием, является вера, т.е. любовь и устремление к Богу, проявляющиеся, прежде всего, в покаянии, молитве, милосердии (добрых делах). В продвижении по пути к Богу принимает участие и разум, но он может делать это, лишь опираясь на веру, деятельность его не самодостаточна. Познание человеком внешнего мира, в котором разум, используя способность чувственного восприятия, с помощью абстрагирования восходит к познанию общего, принципиально не может быть завершено его собственными силами. Самое большее, к чему может прийти естественный разум, – это к пониманию необходимости существования первой причины всего сущего, но эта Первопричина, Бог-Творец, непостижима для естественного разума. Подъём начинается с низшей ступени – тварного мира. Ум выступает участником в восхождении человеческого духа к Богу, но вера и здесь является его наставницей: принимая открытое в Священном Писании, ум удостоверяется, что мир, сотворенный Богом, есть развернутое свидетельство о Творце. Тогда каждый фрагмент окружающей реальности осознается как «след Бога», поэтому, познавая мир как символически говорящий о своем Создателе, мы продвигаемся к Богу «по его следам» во внешнем мире. И не только характеристики познаваемого, но и сам способ познания оказывается доказательством его существования.

 



 
PR-CY.ru