БОЛЬНОВ Отто Фридрих - Страница 3

Смерть Больновым преподносится как плод; то, что зачаточно включено в нашу жизнь и что должно нами в ней заботливо выращиваться: «Лишь за счет знания о смерти человеческая жизнь вздымается к его (подлинного существования) вершине». Страх перед смертью, потрясающий все существо человека, касается не его органического состояния, но духовного: «Это страх относительно ценности пропадающего личного бытия». Смерть выбивает человека из повседневности и опрокидывает его планы и расчеты, но, обладая «двойным направлением», она в то же время заставляет перетряхнуть себя и задуматься об абсолютно существенном, что выразилось в понятии «решимости». В ней, поясняет Больнов, достигается такое состояние человеческой жизни, в котором абсолютная внутренняя ценность отдельного мгновения делается независимо от его временного протяжения. Это состояние характеризуется предельным напряжением, дающим смысл не столько из достижимого успеха, но из «безусловности вовлеченности». Экзистенциальная философия различает природное и экзистенциальное мгновение. В экзистенциальном мгновении, протекающим, как миг, присутствует исполнение вечного. Временность как структурная форма, выражающая конечность человеческого существования обнаруживается и в историчности. Экзистенциальную философию, по Больнову, волнует поведение человека по отношению к той или иной исторической реальности: тревожное отношение к миру повторяется и в отношении к исторической действительности и наполняет жизнь человека «героическо-трагическим» существованием. Он отталкивается от исходных посылок философии существования, но считает основной своей задачей ее осмысление, и соответственно, переосмысление сущности человеческого существования. Человек способен преодолеть самого себя, занять собственную позицию, найти свой «дом» вне дома: «Антропологическая функция дома становится проблемой там, где мир обнаруживается в его неуютности, тревоге и опасности... Поэтому дорога к пониманию (значению) дома ведет через экзистенциальный опыт (познания) бездомности человека». Больнов апеллирует к разуму человека и мере, способных дать новые ценности, что обретается в результате постоянной работы духа человека. Повторение человеком самого себя, возвращение дает возможность достичь своей цели: «Человек живет в противоречии со своей внутренней сущностью и своим фактическим состоянием, но ему дана внутренняя перспектива поворота, чтобы возвратиться к своей собственной сущности». Новые экзистенциалы, которые предлагаются Больновым, способны, по его мнению, обуздать поток иррациональных сил в человеке, проявляющихся в разрушительной силе техники, функционализации жизни. В работе «Мера и чрезмерность человека» он подчеркивает значимость пропорции между рациональным и иррациональным, которое обретается верой в самого себя, «решимостью» и вовлеченностью. Попытка придать экзистенциальной философии позитивную направленность обозначила гуманистический пафос перспектив человека, пробуждающих его нравственные силы, заложенные в экзистенции. Последние годы жизни Больнова занимают вопросы теории познания. Нравственное совершенствование человека связывается им с общением, в котором язык объявляется универсальным средством воспитания: через Слово идет развитие добродетелей индивида. «Человекоцентрированность» произведений Больнова наглядно подтверждает то, что любые философские изыски XX в. отторгают проблематику «онтологии Вселенной», утверждая в статусе «основного вопроса философии» всевозможные тематизмы «человековедения». Источник: История философии. Энциклопедия. Минск, 2002.



 
PR-CY.ru