Словарь по христианству Б БОЛЬНОВ Отто Фридрих

БОЛЬНОВ Отто Фридрих

БОЛЬНОВ Отто Фридрих (1903–1991 гг.) – немецкий философ. Доктор наук по теоретической физике (1925 г.). После знакомства с трудами одного из основоположников немецкого экзистенциализма Мартина Хайдеггера (1889–1976 гг.) Больнов начинает профессионально заниматься философией, защищает докторскую диссертацию по философии немецкого писателя и философа-иррационалиста, представителя так называемой философии чувства и веры Фридриха Генриха Якоби (1743–1819 гг.). Больнов – профессор философии и педагогики в Геттингене (1931–1939 гг.), Майнце (1946–1953 гг.), Тюбингене (1953–1970 гг.), профессор психологии и педагогики в Гисене (1939–1946 гг.), почетный доктор Страсбургского университета (с 1975 г.). Основные сочинения (всего порядка 30 книг): «Философия жизни Ф.Г. Якоби» (1933 г.), «Дильтей. Введение в его философию» (1936 г.), «Сущность настроений» (1941 г.), «Экзистенциальная философия» (1943 г., семь переизданий к 1992 г.), «Человек и пространство» (1953 г.), «Новая защищенность. Проблема преодоления экзистенциализма» (1955 г.), «Рильке как поэт нашего времени» (1956 г.), «Философия жизни» (1958 г.), «Мера и чрезмерность человека» (1962 г.), «Французский экзистенциализм» (1965 г.), «Философия познания» (в двух томах: 1970 и 1975 гг.), «Исследования по герменевтике» (в двух томах: 1982 и 1983 гг.) и т.д. Базовыми философскими программами, конституировавшими философское творчество Больнова, выступали: а) разработка «новой теории познания», фундируемой герменевтическим истолкованием «целей, сущности и функций познания во взаимосвязи с жизнью человека»; б) дополнение герменевтической «историчности» личностной составляющей; в) «этическая» трансформация иррационализма и нигилизма философии первой половины XX в. акцентирована оптимистическим мировоззрением плюралистической «философии добродетелей». Главную задачу собственной рефлексии экзистенциальной философии Больнов видит в представлении ее как целостного течения, несмотря на ее различные формы проявления у отдельных мыслителей. Он намечает путь ее «преодоления», высветляя основные категории философии экзистенциализма и предлагает позитивное их рассмотрение. Для этого Больнов рассматривает ключевые позиции «философии жизни», инициировавшей, по его мнению, бытие экзистенциальной философии, и, в частности, тезис о текучести, изменчивости всего существующего. Именно последнее положение заставило экзистенциальных мыслителей сформировать «нечто», что давало бы опору человеку в его бытии: «Это предельное, глубинное ядро человека обозначают заимствованным у Кьеркегора, понятием существования». Больнов анализирует эволюцию понятия «существование» до его конкретизации в качестве «человеческого существования», противопоставляет гегелевского «абстрактного мыслителя», уклоняющегося от решения задач в своей жизни «существующему мыслителю», чье мышление обусловлено определенными задачами и трудностями жизни. Пытаясь осмыслить сущность философии экзистенциализма, Больнов ссылается на Хайдеггера, который представлял свои философские интенции не в качестве экзистенциальной философии, но как «онтологию человеческого бытия». Именно эта ссылка дает ему возможность определить экзистенциальную философию как постоянно выходящую за свои пределы и поэтому выступающую у каждого мыслителя «лишь частью того обширного целого, которое само больше не должно постигаться исходя из экзистенциальной философии». Отсюда невозможность свести философию экзистенциализма к отдельному мыслителю: «Заложенное в понятии существования голос «что», которое экзистенциальная философия запечатлевает в качестве выражения ее специфического требования именно в этом понятии, с особенной остротой подчеркивает, что окончательная внутренняя действительность личного бытия человека уклоняется от любого содержательного истолкования».

 



 
PR-CY.ru