БИНАРИЗМ - Страница 4

В постмодернистской системе отсчета единственно (и предельной) версией объективности является, по формулировке французского философа, лингвиста, литературного критика Юлии Кристевой (род. в 1941 г.), «проблематичный процессуальный объект», который «существует в экономии дискурса». В подобном контексте утрачиваются традиционные основания дифференциации естественнонаучного и гуманитарного познания в собственном смысле этого слова, четкая демаркация «наук о природе» и «наук о духе» оказывается в принципе невозможной. Эту ситуацию французский философ-постмодернист и теоретик литературы Жан Франсуа Лиотар (род в 1924 г.) обозначает как «разложение принципа легитимности знания»: «Это разложение протекает внутри спекулятивных игр, ослабляя связи энциклопедической структуры, в которой каждая наука должна была занимать свое место... Дисциплины исчезают, происходит взаимопроникновение наук на их границах, что приводит к возникновению новых территорий». Даже внутри предметного поля философского знания невозможна дифференциация традиционно выделяемых областей онтологии и философии сознания, философии истории и философии культуры. В связи с этим немецкий философ Карл Отто Апель (род. в 1922 г.) констатирует применительно к современной философии снятие «принципиального различия между классической онтологией и новоевропейской философией сознания». Финальный распад субъект-объектной оппозиции лишает традиционную дихотомию естественных и гуманитарных наук ее предметного критерия (и это при том, что утверждение постмодернизмом нарративной (повествовательной) природы любого знания лишает их дифференциацию внутринаучного основания). Фактически, как пишет Х.С. Шнейдау, это означает «банкротство секулярно-гуманитарной традиции» и ориентирует на широкий междисциплинарный диалог – при понимании последнего как реализующегося не только и даже не столько между сопредельными дисциплинами, сколько между естественными и гуманитарными науками. (Аналогичные тенденции могут быть зафиксированы и в современном естествознании: так, согласно оценке американского социолога, философа и публициста-футуролога Олвина Тоффлера (род. в 1926 г.), говоря о синергетической исследовательской парадигме, можно утверждать, что «перед нами дерзновенная попытка собрать воедино то, что было разъято на части».) Таким образом, постмодернизм, оформляющийся, по выражению Жака Дерриды, «на границах философии», несет в себе интегрирующий потенциал и ценностную установку на междисциплинарный диалог. Применительно к сегодняшнему положению дел можно утверждать, что если в рамках постмодернистской классики субъект-объектное отношение растворяется в процессуальности семиотической игры, то в рамках такого феномена, как after-postmodernism (т.е. поздней версии постмодернистской философии), имеет место тенденция к конституированию проблемных полей философствования в контексте осмысления отношений, артикулируемых как субъект-субъектные. Фактически в контексте современной версии постмодернизма традиционная субъект-объектная оппозиция разрушается до основания – вплоть до разрушения понятий субъекта и объекта в классическом их прочтении, – и на ее место выдвигается процессуальность спонтанных субъект-субъектных отношений. В целом, согласно оценке Р. Руйтер, отказ постмодернизма от презумпции бинаризма влечет за собой радикальные интерпретационные трансформации культурного пространства в целом, включая и новое видение теологической проблематики, и переосмысление антропоприродных отношений, конституированных в данной культуре в качестве господства человека над природой, ибо «вся западная теологическая традиция иерархической последовательности сущего... начинается с нематериального духа (Бога) – источника этой последовательности и нисходит к недуховной материи». Источник: История философии. Энциклопедия. Минск, 2002.



 
PR-CY.ru