БЕРГСОН Анри Луи

БЕРГСОН Анри Луи (1859–1941 гг.) – французский философ и психолог, возродивший традиции классической метафизики, представитель интуитивизма, эволюционистского спиритуализма и «философии жизни», один из основоположников гуманитарно-антропологического направления западной философии. Испытал влияние идей нидерландского философа Бенедикта Спинозы (1632–1677 гг.) и немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831 гг.), неоплатонизма, христианского мистицизма, психоанализа и психоаналитически ориентированных учений. Получил классическое образование в Париже – в лицее Кондорсе (1868–1878 гг.) и Высшем педагогическом институте Эколь Нормаль (1878–1881 гг.). Преподавал в лицее в Анжера (1881–1883 гг.), лицее Блеза Паскаля в Клермон-Ферране (1883–1888 гг.), а с 1888 г. в Париже – в лицеях Людовика Великого и Генриха IV, в Эколь Нормаль и Коллеж Роллен (1889–1900 гг.). Доктор философии (1889 г.), профессор Коллеж де Франс (1900–1914 гг.), член Академии моральных и политических наук (1901 г.), член Французской Академии наук (1914 г.); ее президент (с 1914 г.), президент Академии моральных и политических наук (1914 г.), Лауреат Нобелевской премии по литературе (1927 г.). Написал две диссертации: «Опыт о непосредственных данных сознания» (где высказана ключевая идея о длительности как конкретном психологическом времени) и «Идея места у Аристотеля» (на латинском языке). С 1897 г. – профессор философии Высшей педагогической школы. В 1911–1915 гг. читал курсы лекций в США, Англии и Испании, в 1917–1918 гг. Бергсон осуществлял дипломатические миссии в Испании и США. В 1922 г. стал первым президентом Международного комитета по интеллектуальному сотрудничеству (в рамках Лиги Наций). В 1932 г. вышла в свет последняя книга Бергсона «Два источника морали и религии», где изложена его этико-религиозная концепция. Во время Второй мировой войны правительство Виши предложило Бергсону не проходить обязательную для евреев процедуру регистрации, но он ответил отказом. Умер в оккупированном нацистами Париже. Основные работы Бергсона: «Опыт о непосредственных данных сознания» (1889 г.), «Материя и память» (1896 г.), «Смех. Очерки о значении комического» (1900 г.), «Введение в метафизику» (1903 г.), «Творческая эволюция» (1907 г.), «Восприятие изменчивости» (1911 г.), «Сновидения» (1914 г.), «Духовная энергия» (сборник выступлений, 1919 г.), «Длительность и одновременность. По поводу теории относительности Эйнштейна» (1922 г.), «Два источника морали и религии» (1932 г.), «Мысль и движущееся» (сборник выступлений, 1934 г.) и др. Все его труды вносились католической церковью в Индекс запрещенных книг. В работе «Материя и память» Бергсон дал философское обоснование концепции непосредственного знания и сформулировал идею о познании как синтезе восприятия и памяти. Его лекционные курсы в Коллеж де Франс легли в основу философского сочинения «Творческая эволюция» (1907 г.), где в наиболее глубоком и последовательном виде изложена концепция реальности и познания. Эта работа принесла Бергсону мировую известность и поставила его в один ряд с ведущими мыслителями эпохи. Написанные им в разное время статьи, тексты выступлений на философских дискуссиях и речей составили сборники «Духовная энергия» (1919 г.) и «Мысль и движущееся» (1934 г.). Работа «Длительность и одновременность» посвящена полемике с идеями теории относительности создателя физической теории пространства, времени и гравитации Альберта Эйнштейна (1879–1955 гг.). Провозгласив необходимость создания «позитивной метафизики», опирающейся на конкретный опыт, но сохраняющей (вопреки позитивизму) сущностные черты именно философского знания, Бергсон увидел путь к решению этой задачи в «очищении опыта» путем возврата к «непосредственным данным сознания». Еще в ранних работах на материале, почерпнутом из психологии, он решает собственно философские проблемы.

 



 
PR-CY.ru