БЕНТАМ Иеремия - Страница 2

В «Книге о софизмах» («The Book of Fallacies», 1824) Бентам обобщил аргументы консерваторов против любой реформы, доказывая их несостоятельность, в том числе нравственную. В 1790 гг. он разрабатывал проекты улучшения положения бедных: «Situation and Relief of the Poor» («Положение бедных и облегчение его»), «Poor Laws and Pauper Management» («Законы о бедных и отношение к нищим»), которые были использованы при разработке закона о бедности (1834 г.). Главный труд Бентама «Введение в принципы морали и законодательства» («An Introduction to the Principles of Moral and Legislation», 1789) был опубликован в 1789 г. В 1792 г. за заслуги перед Францией ему было даровано гражданство Французской республики. В 1816 г. вышла его «Хрестоматия», посвященная образованию. Его взгляды повлияли также на характер первой парламентской реформы 1832 г. и некоторых законов (в частности, о тайном голосовании). В 1802 г. была опубликована «Теория законодательства» («The Theory of Legislation», впервые – на французском языке). В 1809 г. Бентам написал трактат «Катехизис парламентской реформы» («A Catechism of Parliamentary Reform», опубликован в 1817 г.), где отстаивал необходимость ежегодных выборов, равных избирательных округов, широкого избирательного права и тайного голосования; предложил парламенту ряд резолюций, которые были составлены на основании «Катехизиса» и обсуждались в палате общин (1818 г.). В 1820 гг. он участвовал в издании парламентских дебатов, распределяя их по темам и сопровождая комментариями, указывающими на промахи ораторов, а в 1823 г. – в учреждении журнала «Вестминстерское обозрение», ставшего влиятельным органом «философских радикалов». На его страницах он впоследствии обсуждал необходимость парламентской реформы, равноправия католиков, евреев, выступал за сокращение государственных расходов и по различным экономическим вопросам, неоднократно обращался к главам государств с предложением о кодификации законов. Бентам не заботился об издании своих сочинений, и многие из них были опубликованы благодаря редакторским усилиям его почитателей и учеников: французского политического деятеля и публициста Эдуарда Адольфа Дюмона (1844–1917 гг.); британского философа, экономиста и политического деятеля Джона Стюарта Милля (1806–1873 гг.) и др. Основной целью Бентама была реформа законодательства, предполагавшая, по его мнению, реформу нравственности. В работах «Введение в принципы морали и законодательства», а также в «Деонтология, или Наука о морали» («Deontology or The Science of Morality», v. 1–2, опубликована посмертно в 1834 г.) Бентам стремился освободить отношение к законодательству от крайностей апатии и деклараций прав и поставить его на прочный базис эмпирически установленных нравственных начал, исходя из которых теория права должна была простираться до специальных разделов законодательства. Отказываясь от представления о «готовых» отвлеченных началах морали (и законодательства), Бентам пытался построить всеобъемлющую теорию человеческих действий на основании неоспоримых данных опыта с помощью эмпирического и аналитического методов, требовал ответственного употребления терминов. Главным предметом законодательства, считал он, которое призвано регламентировать человеческое общежитие, является общественное благо, или общая польза. Бентам рассматривал общество как совокупность отдельных людей, считал «общественное тело» фикцией и ориентировался на благо индивидов. Люди как таковые, писал он, существуют только в обществе, но преследуют, прежде всего, собственные частные интересы. Поэтому законодатель при устроении общества должен исходить из принципа наибольшей суммы счастья для наибольшего числа людей. Определение того, что есть благо для индивида, требовало определения человеческой природы. Согласно Бентаму, главными движущими мотивами человека являются удовольствие и страдание. Они обусловливают все его суждения, решения и поступки.

 



 
PR-CY.ru