Словарь по христианству Б БЕНТАМ Иеремия

БЕНТАМ Иеремия

БЕНТАМ Иеремия (1748–1832 гг.) – английский философ, социолог, юрист, виднейший представитель утилитаризма. Родился в семье наследственного адвоката, еще в детстве изучал классические языки, затем учился в Вестминстерской школе, в 1760 г. поступил в Королевский колледж Оксфордского университета, где получил степень магистра. После его окончания в 1764 г. изучал право в Лондонской школе барристеров (Lincoln's Inn). Получил квалификацию адвоката, но вскоре отказался от практической работы, обнаружив в себе неспособность к компромиссам. В дальнейшем занимался преимущественно научной и публицистической деятельностью, интересовался вопросами, связанными с реформой права, посвятив себя разработке проектов реформ и их пропаганде. По свидетельству самого Бентама, наибольшее влияние на него оказали французский философ, историк и писатель Шарль Луи Монтескьё (1689–1755 гг.); итальянский мыслитель, публицист, правовед и общественный деятель Чезаре Беккариа Бонесано (1738–1794 гг.) и особенно французский философ Клод Адриан Гельвеций (1715–1771 гг.). В 1776 г. Бентам опубликовал книгу «Фрагмент о правлении» («A Fragment on Government»), посвященную критике взглядов английского юриста, политика, адвоката, историка права и философа Уильяма Блэкстона (1723–1780 гг.), которые, по его мнению, отличались чрезмерной приверженностью традиции и «антипатией к реформе». Работа привлекла внимание государственного деятеля либерального направления лорда Шельбёрна (1732–1805 гг.); начиная с 1781 г. Бентам бывает в его доме, где знакомится с либеральными политиками и юристами. В 1780 гг. он работает над сочинением «Теория наказаний и наград», опубликованном на французском языке («Théorie des peines et des récompenses», v. 1–2, 1811; английское издание «The Rationale of Reward», 1825; «The Rationale of Punishment», 1830). В 1785 г. через Италию и Турцию Бентам отправился в Россию к брату Сэмюэлю, служившему инженером в российской армии. Почти два года он жил в Беларуси, под Могилевом, близ Кричева, где написал несколько писем, впоследствии опубликованных под названием «В защиту ростовщичества» («Defence of Usury», 1787), где доказывал, что законы, ограничивающие величину процента на даваемые взаймы деньги, не оправданны ни с экономической, ни с юридической точки зрения. Согласно Бентаму, всякий взрослый здравомыслящий человек вправе занять деньги на условиях, которые считает приемлемыми для себя, и всякий человек вправе ссудить ему деньги на этих условиях. В последующих работах, посвященных политической экономии, Бентам защищал принцип невмешательства государства в экономическую деятельность граждан. Во время пребывания в России он создал план «паноптической» тюрьмы, надеясь, что им заинтересуется императрица Екатерина II (1762–1796 гг.); проект даже был опубликован («Panopticon, or the Inspection House», 1791). Бентам хотел придать тюрьме такую архитектурную форму, которая позволяла бы в любое время наблюдать за каждым заключенным из центральной башни, расположенной перед кругообразным тюремным зданием. При этом здание должно быть построено по «келейному» принципу, а наблюдатель – оставаться невидимым. Необходимость и характер реформы исправительных заведений, отличавшихся бесчеловечным обращением с заключенными и плохой общей «экономией», Бентам обосновывает в ряде работ: «A View of the Hard Labour Bill» («Суждение о билле о каторжных работах»), «Panopticon versus New South Wales» («Паноптикон, или Новый Южный Уэльс»), «Principles of penal Law» («Основы уголовного права») и др. В 1788 г. он вернулся в Англию и вскоре принялся за строительство образцовой тюрьмы в Лондоне. Однако постройка не была принята парламентской комиссией, и проект закончился неудачей. Во время Французской революции Бентам обратился к законодательному собранию Франции с предложениями о наилучшем устройстве парламентской деятельности. Связанные с этим проекты и мысли получили выражение в трактате «Опыт о политической тактике» («Essay on Political Tactics», 1791).

 



 
PR-CY.ru