БЁМЕ Якоб - Страница 4

Эта троичность Божества находит себе образ в Божественной мудрости, которая не есть четвертое лицо в Боге, но лишь символ триединой активности Божества. Возникновение материального мира, как и возникновение Божества, вызвано необходимостью проявления личности. Весь мир насквозь одушевлен и объединен магическим единством: физическое символизирует повсюду психическое. Таким образом, идея о том, что «самораскрытие» Бога возможно лишь благодаря Его превращению в природу, представлена Бёме в терминологии христианского учения о Троице. В его учении устанавливается соответствие между Единосущным и первым Лицом Троицы (Отцом как безличным первоначалом). Из этой «неизлетимой бездны» исходят неотделимые друг от друга силы света и тьмы, добра и зла, находящиеся в постоянной борьбе. Просветление воли разумом, сообщающим ей стремление к добру, – начало Сына. Беспредельное познает себя в Сыне и выражает в Святом Духе. В результате этого единый Бог открывает Себя в качестве Троицы. Необходимость проявления личности обусловливает как происхождение Божества, так и возникновение материального мира. Человек, первоначально одаренный девственной мудростью, с появлением желаний, нисходит в земную жизнь. Бог посылает свое собственное сердце, Сына, чтобы попрать смерть. Завершение истории Бёме видит в восхождении человеческого духа и в единении его с Богом. В учении о человеке, как сущности всех сущностей, Бёме приходит к выводу, что он, как и природа, имманентен Богу, поэтому превосходит даже ангелов. Но его представление о мире отличалось от библейского представления, согласно которому мир является чем-то раз и навсегда данным. Сотворение мира сводится к разобщению вневременного и внепространственного взаимопроникновения духовных начал в пространственно-временное обособленное бытие; пространство и время – источники разрухи духовного единства. У Бёме мир не знает неподвижности. Он все время течет, развивается, сам из себя возникает в непрерывном борении отрицающих друг друга начал, составляющих вместе с тем единое целое. И в этом неутихающем творческом процессе формируется не только природа, но и творящая божественная сила («Описание трех начал божественной сущности», 1619–1620 гг.). Из существующих в мире духовных индивидов только ангелы пользуются вечностью существования (в производном смысле). Они – нравственно свободные духи, долженствующие добровольно исполнять божественное начало. Но эта свобода привела к отпадению от Бога части ангелов, с Люцифером во главе. В Люцифере Бёме подчеркивает сознание бессмертия, т.е. неуничтожимости и несотворенности. Его отпадение вызывает смятение в природе (Turba), и одновременно с этим зарождается время. О сущности добра и зла как о двух сторонах одного потока Бёме рассуждал совсем не так, как было положено в официальном богословии («О рождении и определении всех существ»). И человека он рассматривал как часть природы, как микрокосм в макрокосме, полагая при этом, что человеку не следует искать свою родину где-то в стороне от великой матери-природы. Бёме считал, что человек своим телом принадлежит к материальному миру, и именно поэтому он может понимать материальный мир. Но как интеллектуальное существо, он имеет «небесное» происхождение и потому может познавать духовный мир во всех его формах. Наконец, как «Божественная искра» человек может сознавать и Божественное существо, подобие которого он представляет. Согласно Бёме, «книга, в которой заключены все тайны, есть сам человек; он сам есть книга всех сущностей, т.к. он есть подобие Божества, великая тайна заключена в нем». Существуя в Боге, человек обретает и ад, и рай в себе самом.

 



 
PR-CY.ru