Словарь по христианству Б БЁМЕ Якоб

БЁМЕ Якоб

БЁМЕ Якоб (1575–1624 гг.) – немецкий философ-мистик, теософ и гностик. Родился в бедной крестьянской семье в Альтзейденберге близ Гёрлица, в детстве был пастухом. Склонность к мечтательности, к смешению грез и действительности, к самоуглублению обнаружил еще ребенком. Однажды, поднявшись на вершину горы, Якоб увидел отверстие, прикрытое четырьмя камнями. Разворотив их и проникнув в глубину пещеры, нашел внутри сосуд, полный золотых монет. Это показалось ему дьявольским наваждением, и он в страхе побежал вниз за товарищами, но, вернувшись с ними, уже не нашел ни пещеры, ни камней, ни золота. Одно из его позднейших сочинений своим заглавием хорошо передает эту его наклонность к самоуглублению: «Das umgekehrte (=nach innen gekehrte) Auge» [«Обращенное (=вовнутрь) око»]. Еще подростком он был отдан в подмастерье сапожнику в Гёрлице и впоследствии значительную часть своей жизни занимался этим ремеслом. Повышенный интерес к религиозным вопросам и мистическая настроенность вовлекали Бёме в спор с окружающими, которые нередко легкомысленно относились к его исканиям. Это вскоре побудило его хозяина изгнать такого «Hauspropheten» («домашнего пророка»), и Бёме стал странствующим подмастерьем, живущим случайной работой. В 1594 г. он снова поселился в Гёрлице в качестве сапожного мастера, здесь и женится. С женой прожил счастливо 30 лет и имел четверых детей. В жизни Якоба Бёме исследователи отмечают несколько «узловых точек» – моментов глубокого духовного перелома. Первый имел место в 1600 г. Однажды, сидя у себя в комнате, он увидел внезапно яркое отражение солнца на оловянном сосуде (это красивое зрелище не только поразило его, но и сыграло известную символическую роль в его последующей философии). Ему «в этот миг смысл бытия таинственный открылся». Он вышел прогуляться, думая, что это преходящая иллюзия, но зелень, трава, весь Божий мир выглядели как-то по-новому. Спустя десять лет он вдруг снова почувствовал какое-то внутреннее озарение (в этот период его духовное развитие было предоставлено случайностям жизненного опыта). На этот раз он ощущал неудержимое влечение привести свои религиозные переживания в систематическую форму, изложить их – не для других, а в виде «мемориала» для самого себя. В результате этих стремлений появилась книга «Morgenröthe im Aufgang» («Утренняя заря в восхождении»), или «Aurora». Это сочинение вскоре стало распространяться в рукописях и привлекло к себе внимание многих. Оно же навлекло на Бёме преследование, вызванное происками бывшего pastor Primarius в Гёрлице Григория Рихтера. Бёме был изгнан из города, но на другой же день его вернули. Но в литературной деятельности Бёме наступил перерыв: шесть лет он находился под «домашним арестом» с запретом писать. Однако нападки и преследования духовенства подняли его авторитет среди протестантских модернистов, близких к розенкрейцерству, а у широко распространившейся  в публике «Morgenröthe» оказались многочисленные единомышленники, в том числе директор химической лаборатории в Дрездене Вальтер и врач Кобер, который был учеником врача, философа и естествоиспытателя Парацельса (1493–1541 гг.). Эти два натуралиста, а также немецкий философ-пантеист Валентин Вейгель (1533–1588 гг.) обогатили запас знаний Бёме. Философия Парацельса, наряду с Библией, трудами немецких мистиков, каббалистов (см. Каббала) и оккультистов (см. Оккультизм) стала источником его размышлений. К этому времени относится и его посвящение в таинство мистики кем-то, кто предсказал ему будущую духовную миссию. Философский кругозор Бёме расширился, и он снова остро ощутил потребность поделиться с другими своими идеями, считая грехом перед Господом зарывать в землю данный ему талант.

 



 
PR-CY.ru