Словарь по христианству Б БАШЛЯР Гастон

БАШЛЯР Гастон

БАШЛЯР Гастон (1884–1962 гг.) – французский философ, методолог, эстетик, культуролог, исследователь психологии художественного творчества, интерпретатор поэтических текстов, основоположник неорационализма как направления (подхода) в философии науки. Сам Башляр термином «неорационализм» не пользовался, обозначая свою концепцию (в зависимости от аспекта рассмотрения проблематики) интегральным рационализмом, прикладным рационализмом, рациональным материализмом, сюррационализмом. Его называли «последним учеником Леонардо да Винчи», имея в виду универсальные познания и его вклад в различные сферы культуры: философию науки, эпистемологию, поэтику воображения, литературную критику. Но сам он определял себя как «сельского философа». И для такого определения есть основания: специального философского образования он не получил, большую часть жизни провел в провинции, профессионально заниматься философией стал достаточно поздно. Родился Башляр в местечке Бар-сюр-Об в бедной семье ремесленника, окончил местный коллеж. Вынужденный самостоятельно зарабатывать на жизнь, с 1902 г. работал служащим в местном почтовом отделении, в 1907–1913 гг. – почтовый служащий в Париже. В 1912 г., несмотря на занятость на работе, смог стать лиценциатом в области математических наук, закончив курс в парижском лицее Сен-Луи. В 1914–1919 гг. – участие в Первой мировой войне. В 1920 г. Башляр стал лиценциатом философии, а 1922 г. агреже по философии (ученая степень, дающая право преподавать в лицее, а также на естественнонаучных и гуманитарных факультетах университетов). В 1922–1927 гг. – преподает философию, физику и химию в коллеже Бар-сюр-Об. В 1927 г. – защита в Сорбонне докторской диссертации под руководством философа-позитивиста, историка науки, критика механического понимания мира Абеля Рея (1873–1940 гг.) и философа, представителя так называемого критического рационализма Леона Брюнсвика (1869–1844 гг.). С 1930 по 1940 гг. Башляр занимает должность профессора философии в университете Дижона, а с 1941 по 1954 гг. он – профессор Сорбонны по кафедре истории и философии науки, одновременно директор Института истории науки. В 1961 г. получил литературную премию. Научное творчество Башляра в его целостности исследовано недостаточно. Одни западно-европейские исследователи трактуют его только как эпистемолога и методолога науки, другие представляют только как психолога воображения или же как мэтра «новой критики», давшего толчок современным направлениям в интерпретации литературного текста, как непревзойденного мастера нового искусства «читать», поставившего чтение на один уровень с творческим актом. Башляр и не претендовал на достаточную систематичность. В своем творчестве он следовал французской рационалистической традиции, берущей начало в работах философа, математика, физика и физиолога Рене Декарта (1596–1650 гг.). Однако классический рационализм, согласно Башляру, нуждается в существенном переосмысливании своих оснований под воздействием произошедшей в первой трети XX в. научной революции в естествознании (прежде всего – создания теории относительности и квантовой механики), в свою очередь, подтвердившей рационалистическую природу научного (по)знания. Несостоятельными оказались, прежде всего, субстанционализм классического рационализма и его априорные схемы обоснования разума, замыкавшие последний на самого себя («мышление традиционного рационализма стремилось быть воспитанным на всеобщей основе»). Попытку преодолеть субстанционализм и априоризм классического рационализма предпринимали во Франции Эмиль Мейерсон (1859–1933 гг.) и Леон Брюнсвик, показавшие в своих работах сложную структуру организации научного (по)знания и конституирующую роль разума по отношению к опыту, теории по отношению к эмпирии, но одновременно и дополнительность вторых (опыта, эмпирии) по отношению к первым (разуму, теории), что предполагает признание интегральной целостности (по)знания.

 



 
PR-CY.ru