БАХТИН Михаил Михайлович - Страница 4

Гуманитарные науки, поскольку они имеют дело с личностью, предполагают диалогическую активность познающего, диалогическое движение понимания, которое, в свою очередь, основывается на диалогическом контакте между текстами и на сложном взаимоотношении теста и контекста. Признание нескончаемого обновления смыслов в  новых контекстах приводит Бахтина к различению малого времени и большого времени, трактуемого как бесконечный и незавершимый диалог. Книга о Достоевском, по существу, является работой по философской антропологии. «Двуголосое слово», «слово с лазейкой» – эти понятия из книги о Достоевском описывают духовную реальность бессмертия: изнутри себя человек незавершен и незавершим, т.е. не может пережить свою смерть, представить ее себе – оттого и речь его «нескончаема». Работы 1930 гг. о романе развивают идеи ранних собственно философских работ Бахтина и исследования о Достоевском. Но интересы его существенно меняются: если в работах 1920 гг. преобладал интерес к философско-эстетическим аспектам речи, то позже в центре внимания исследователя оказывается вопрос о соотношении времени и пространства и о теле человека. Как и в работе о Достоевском, Бахтина интересует незавершенное и незавершимое бытие, но теперь уже не отдельного человека, а человечества, т.е. речь идет об особого рода рефлексии на литературном материале от античности до современности. Ключевой книгой в культурологическом аспекте оказывается «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса» (1965), в которой Бахтин развивает концепцию народной смеховой культуры (в противоположность культуре официальной) и идею карнавала, разнообразные проявления которого он анализирует, основываясь на принципе амбивалентности. Именно здесь находит свое наиболее полное воплощение концепция «гротескного коллективного тела», которое мыслится то как пространственная незавершенность (различные формы праздника, которые дают личности ощущение совместности, причастности всемирной жизни), то как временная незавершенность (продолжение человеческого рода). С точки зрения Бахтина, непрерывность духовной жизни человечества раскрывает себя в романе – жанре, вбирающем в себя все другие жанры и делающем всякую жанровую (и идеологическую) односторонность невозможными. Хронотоп (от греч. hronos «время» и topos «место») оказывается антропологическим горизонтом, духовной перспективой, которые не позволяют человеку отчаяться в самых безвыходных и катастрофических ситуациях. Если в литературоведении влияние Бахтина очень велико, то философское осмысление его идей и концепций только начинается, причиной чему стала как биография самого писателя, так и его наследие. Очевидна глубокая созвучность его идей западным алогистам (Бубер и др.). Вместе с тем разносторонность затронутой им проблематики не только оставляет открытым вопрос о единстве мысли Бахтина, но и делает ее способной к диалогу с самыми разнообразными подходами в современной философской мысли: феноменологическими, герменевтическими, постмодернистскими. Умер Бахтин в Москве 7 марта 1973. Основные сочинения Бахтина в наиболее поздних изданиях: «К философии поступка» // В кн.: Философия и социология науки и техники. М., 1986; «Проблемы поэтики Достоевского». М., 1979; Собрание сочинений, т. 1–7. Т. 5: «Работы 1940 – начала 1960 гг.». М., 1996; Т. 2, М., 2001; «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса». М., 1965; «Тетралогия». М., 1998; «Эстетика словесного творчества». М., 1986. Лит.: Аверинцев С.С. Личность и талант ученого. – Литературное обозрение, 1976, № 10. Аверинцев С.С. Бахтин, смех, христианская культура // В кн.: М.М. Бахтин как философ. М., 1992. Махлин В.Л. Я и Другой (Истоки философии «диалога» ХХ века). СПб, 1995. Бочаров С.Г. Об одном разговоре и вокруг него // В кн.: Сюжеты русской литературы. М., 1999. Бочаров С.Г. Событие бытия. Сюжеты русской литературы. М., 1999. Бочаров С.Г. Неискупленный герой Достоевского // В кн.: Сюжеты русской литературы. М., 1999. Аверинцев С.С. «Великий инквизитор» с точки зрения advocatus diaboli // В кн.: Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. Киев, 2000. Пумпянский Л.В. Классическая традиция. Собрание трудов по истории русской литературы. М., 2000.



 
PR-CY.ru